В Песах мы празднуем самое значительное событие в жизни еврейского народа – массовый побег евреев из рабства у фараона. Хотя оно проходило ночью и в спешке, это было не хаотическое бегство, а управляемый через Моисея исход. Почему мы ежегодно празднуем то, что Моисей выводит евреев из Египта, почему его значение так важно для нас сейчас, спустя более трёх тысячелетий?
Во времена существования СССР, единственной реальностью была коммунистическая партия, а её идеология не разрешала упоминания о религии. Но к нам всё-таки просачивалась информация в виде мифов народов мира и библейских сказаний. Зенон Косидовский, автор этих сказаний пытался своим, якобы научным подходом, опровергнуть библейское изложение событий, доказывая их неправдоподобие. Он находил в Пятикнижии противоречия и несоответствие исторической хронологии, раскопкам и «надёжным», по мнению автора, источникам.
Когда нет выбора, исследуешь и анализируешь то, что предлагают. Сейчас мы можем прочитать в википедии то, что мы чувствовали в те годы:
«Книга «Библейские сказания» наряду с критическими очерками содержала подробный пересказ текста Пятикнижия и в те времена, когда практически невозможно было достать религиозную литературу, заменяла многим верующим Библию.»
Кое-что мы узнавали и от старшего поколения, поэтому мы были наслышаны о египетских казнях, о чудесном спасении младенца Моисея, о расступившемся море и прочих чудесах, сопровождавших исход из Египта.
С распадом Советского Союза случилась другая крайность. Огромнейший выбор литературы создавал проблему не меньшую, чем его отсутствие. В отличие от людей, которые с детства воспитывались в традициях своего народа, у нас были вопросы, мы искали ответы: что такое чудо, как толковать пасхальную Агаду, что символизирует Египет. Ведь, чтобы состоялось чудо, надо было пройти в Египте полные драматизма состояния.
[short_learn_more]
Мы с подругой решили дополнить традиции активным действием. Сказано, что каждый день, каждое поколение должно выходить из Египта, и ещё: – помнить, что мы были рабами в Египте. Неужели достаточно просто помнить или прочитать пасхальную Агаду, каждый год одно и то же? Получается чистая формальность. Нам казалось, что это надо прожить и сделать следующий шаг.
Для начала каждая из нас начала описывать свой личный исход. Затем мы прочитали друг другу написанное, сложили, почистили и получился рассказ:
Как радостно быть в толпе женщин-праведниц!
По традиции в Песах семья или община собирается за праздничным столом. Стол накрыт специальным набором блюд, которые едят в определённом порядке (на иврите седер), они символизируют все состояния евреев в Египте. Есть ведущий Пасхального Седера, который зачитывает Пасхальное Сказание (Агаду) и объясняет собравшимся последовательность действий.
В сказании о Песахе говорится об обязанности еврея благодарить Создателя за то, что вывел наших предков из Египта. Мы благодарим его за все благодеяния при выводе из Египта: что услышал наш стон и крик о помощи, за рассечение моря, за низвержение войска фараона и прочие милости. Особое место в Агаде уделено заповеди рассказывать об исходе.
Сказано мудрецами, что «благодаря праведным женщинам вышли евреи из Египта». Поэтому, особая наша гордость – рассказать об ощущении нашего присутствия в группе женщин при выходе из Египта. Нами руководит великая Мириам – пророчица и праведница. Она же сестра Моисея и Аарона. Благодаря этой «тройке», заботившейся только о благе евреев и совещавшихся между собой, как лучше выполнить волю Всевышнего, удавалось управлять людским потоком. Мириам была примером и авторитетом для женщин. Её мудрость проявилась даже в том, что женщины прихватили с собой музыкальные инструменты для воодушевления и поддержания нужного настроя.
Моя подруга описала в стихах наше эмоциональное состояние, когда в ночной тьме мы устремляемся вперёд в едином порыве, доверяя Творцу и верным его служителям.
Пути не знаем правильного,
Разум отключен сознательно,
Мы бежим среди праведниц,
А, значит на связи с Создателем.
Где мы? Что ждёт впереди?
Перед нами Моисей и мужчины
Приблизились к морю, крики слышны: –
Неужто погибнем в пучине!
Время проходит… ступаем по суше.
За нами смыкаются волны,
Да визг колесниц всё глуше…
Чудо! – Вскричали невольно.
Мы оглянулись: – как на картинке –
Пенится море, и в брызгах его
Мелькают фигуры, мечи и дубинки
Взлетают доспехи, копьё, колесо…
Евреи запели хвалебную песню,
Чтобы достала до выси небесной.
Такт отбивают литавры и бубны,
Гимн вознося о спасении чудном.
Мириам, как дирижёр, руководит всем действом и запевает «песнь моря» – гимн Творцу. Все женщины подхватывают её. Так вот для чего нужны были музыкальные инструменты! Мириам предвидела победу!
И мы с моей верной подругой, пережив внутри волнующий исход, приобрели новое состояние и понимание значения праздника Песах.
[about_holidays]
В праздник Песах каждый
Опыт обретает важный,
Переходя к ценностям вечным,
Как через море конечное.
В современном мире сейчас
Правит фараонова власть:
Жестокость, разделение, рвачество,
Эгоизмом извращённые качества.
Объединись Исраэль! –
тебе предстоит
Новый Исход совершить,
Новый скачок – па-сах,
Живущий в людских мечтах.
Мы – потомки Авраама
Очистим дорогу к Храму.
Убедились мы в «те времена»,
Кому под силу творить чудеса…
Только включившись в ощущение прожитого нашими предками, мы понимаем, что чудо сопутствует нам, как следствие нашего единства. Пасхальный седер символизирует отказ от силы, разъединяющей нас, отказ от квасного эгоистического отношения друг к другу. Нам стоит «перепрыгнуть» через раздоры, неприязнь, ненависть, которые мешают нам освободиться от власти фараона.
Нашим объединением мы пробуждаем скрытую в природе силу Творца. Эта положительная добрая сила выводит нас из египетского изгнания – эгоизма внутри нас.
Дора Бояровская