Вероятно, во всех календарях мира Новый год – это праздник. Но по сути, это всего лишь точка отсчета астрономического времени, причем, применительно к человеку, поэтому Новый год деревьев для непосвященного звучит несколько неожиданно.
Но у евреев свой подход ко времени – в еврейском восприятии не время изменяется относительно человека, а человек – относительно времени. Кроме того, любой еврейский праздник, на первый взгляд такой же, как и у всех народов, со своими правилами, застольем и хорошим настроением, в действительности же представляет собой определенный скрытый духовный процесс.
Все в нашем мире зависит друг от друга
Человек в своей повседневности даже не замечает, насколько он связан с миром растений и как велика их взаимозависимость. А ведь это необходимые для их обоюдного существования кислород, который вырабатывают растения, и углекислота, которую вырабатывает человек.
Растения для человека – это не только продукты питания, но и одежда, стройматериалы, возобновляемые источники энергии и даже бумажные носители информации.
Но в Ту би-Шват (Новый год деревьев) из всего их многообразия люди выбирают плодоносящие деревья, те деревья, о которых они с любовью проявляют свою заботу, и от которых получают взамен их плоды.
Добрые традиции праздника Ту би-Шват
Сегодня в Земле Израиля это праздник возрождения ее природы. В Ту би-Шват многие жители страны отправляются за город, чтобы сажать деревья. В этот день по-праздничному накрывается стол и украшается лучшими фруктами, выросшими на израильской земле. Мы стараемся раздобыть какой-нибудь плод, который еще не ели в этом году, чтобы произнести над ним благословение. Вся атмосфера этого праздника помогает людям в очередной раз, проникнуться любовью к своей стране, ее природе, и возвращает их к его источнику – к Торе.
В давние времена, исполняя ее заповеди, так же поступали наши предки. В Ту би-Шват, кроме седьмого года, в который земля отдыхала, высаживали деревья. Урожай плодов каждого четвертого года приносили в Иерусалим и съедали там, или же вносили за него денежный залог. 15 швата был днем отсчета возраста деревьев, поскольку запрещалось употреблять их плоды в течение трех первых лет. Кроме того, эта дата определяла окончание предыдущего и начало следующего налогового года на урожай плодов.
Ту би-Шват, каббалистический подход
Каббала раскрывает Ту би-Шват как связь человека с Эдемским садом и Древом Жизни (мир Ацилут и древо Сфирот) – изначальную и одновременно конечную цель творения, описанную Торой, а так же пути ее раскрытия и достижения этой цели. Она определяет сотворение человека по образу и подобию, сравнивая его с деревом и его плодом, в котором изначально заложен потенциал всего дерева, и который этот плод должен реализовать в жизни.
В чем смысл праздника Ту би-Шват?
Из всех праздников именно Ту би-Шват напоминает еврею о его связи с Землёй Израиля, и о том, как неразрывна эта связь. Насколько миссия народа Израиля отличается от миссии народов мира, настолько же Эрец Исраэль отличается от всех других территорий планеты. И так же, как был избран народ Израиля, так же была избрана и его земля. Об этом сказано в Торе –
«Ибо Господь, Бог твой, ведет тебя в землю добрую, в землю, где потоки вод, источники и озера выходят из долин и гор» (Дварим 8:7)
Празднование Ту би-Швата приходится на время между Йом Кипуром и Пуримом. Ту би-Шват связывает эти две даты и сам является очень значимой духовной ступенью между ними.
Это то самое время, кода человек, как говорится уже созрел, и пройдя все этапы своего развития в материальном мире, убеждается в полной его несостоятельности. И тогда перед ним открываются новые возможности, новый выбор – пребывать и далее в извечных заботах о своем недолговечном теле и его благе, или пойти по совершенно иному пути – пути постижения высоких духовных истин и раскрытия совершенно иных, недосягаемых доселе миров, пути, ведущем к свету.
Семен Шойхет