Жизнь евреев на сцене

Татьяна Ивановна Пельтцер стала знаменитой в свои 49 лет и этим доказала всему миру, что нужно верить в мечту и добиваться поставленной цели, несмотря ни на что. Зрителям она запомнилась как “главная бабушка советского кино”. Она играла в основном второстепенные роли, но яркий, эксцентричный характер актрисы превращал их в главные. Она была остра на язык и очень требовательна к своим коллегам, так что один из них произнес ставшую знаменитой фразу: ”Вас не любит никто, кроме народа.” А народ Татьяну Ивановну по-настоящему любил и ценил.

“Мечты всегда сбываются. Только порой они сбываются не так, как хочется. Но с этим уже ничего не поделаешь.” (Т.И.Пельтцер)

Таня родилась 6 июня 1904 года в Москве, в семье известного актера и режиссера, Иоганна Робертовича Пельтцера. Мать, Эсфирь Боруховна Ройзен, была из еврейской семьи, и ее дед был раввином в Киеве. Отец происходил из старинного дворянского немецкого рода, и поэтому в семье Пельтцеров говорили исключительно по-немецки. Возможно, это и сблизило его с красавицей – еврейкой, понимавшей “идиш”, который близок к немецкому языку.

С самого раннего детства Таня мечтала играть на сцене театра и кино. Она учила наизусть роли из спектаклей отца и упражнялась перед зеркалом, изображая из себя великую актрису. Ей хотелось всю свою жизнь провести на сцене и умереть, играя роль Ларисы в “Бесприданнице”. Вот так сказать всем последние слова из этого спектакля, о том, что все люди хорошие и она всех любит, и уснуть навсегда под аплодисменты зрителей…

Первую свою роль девочка сыграла в девять лет. Это случилось на гастролях в Екатеринославе. Нужна была срочно замена на роль брата главной героини спектакля “Камо грядеши” и отец предложил режиссёру взять Таню. Эту маленькую роль она сыграла блестяще и так радовалась своему успеху, что провалилась в суфлерскую будку. Ее отец потом всегда с юмором вспоминал об этом блистательном Танином провале на ее первом спектакле. За эту свою роль Таня заработала 10 рублей. Деньги потратили на хозяйство, а на память у Тани осталась красивая коробка от конфет, которую ей купили на ее первую зарплату. Татьяна Ивановна хранила потом в этой коробке свои драгоценности, которые украли вместе со всеми ее вещами в поезде. Больше всего она при этом сожалела не о потере вещей, а о памятной коробке, связанной воспоминаниями о ее первой удаче.

“В любом человеке есть хорошинка. Хотя бы одна, но есть.(Т.И.Пельтцер)

Свою профессиональную деятельность, как актриса по найму, Татьяна Пельтцер начала еще в свои двенадцать лет, не получив соответствующего официального образования. Ее первым и лучшим учителем стал отец, который был отличным педагогом сценического мастерства и даже имел до революции свою небольшую театральную школу. После этой премьеры Татьяна поменяла много театров, путешествуя со спектаклями по всей стране.

В 1927 году Татьяна вышла замуж за немецкого коммуниста, Ганса Трейблера, который учился в Москве в школе Коминтерна. Это был брак по любви, и Татьяна, оставив театр, в 1930 году уехала с мужем в Германию. Там она даже успела сыграть одну роль в берлинском театре. Но этот брак длился недолго, и уже в 1931 году Татьяна вернулась в Москву и поступила играть в нынешний театр Моссовета. Замуж Татьяна Пельтцер больше не вышла и детей не имела, но с бывшим мужем поддерживала дружеские отношения и даже принимала его у себя дома. 

Она дружила с Марией Мироновой, с Риной Зеленой, и решила перейти в театр Миниатюр. Там она играла в различных скетчах тетушек, нянюшек, старушек, банщиц…Она любила своих героинь за их доброе сердце, и публика это чувствовала. У Татьяны Ивановны появились свои поклонники.

“Она актриса очень индивидуальная, с ней было тяжело только в том смысле, что она подавляла своей мощью, но никогда не изображала звезду”, — вспоминала Ольга Аросева. Хотя у Татьяны Ивановны был тяжелый характер и коллегам по театру приходилось терпеть ее придирки и острые словечки, она была щедра на ласку и заботу. Она, чтобы помогать людям, стала депутатом и, благодаря ей, многие люди получали квартиры, путевки. 

Татьяна Ивановна была добрым и хорошим человеком по жизни. Она очень любила детей, и хотя ей не довелось иметь своих, часто нянчилась с сыном подруги Марии Мироновой и относилась к Андрею, как к своему ребенку. У нее были очень теплые, материнские отношения с молодыми актерами. Особенно она любила Александра Абдулова, который тоже относился к ней с сыновней нежностью и помогал в ее преклонные годы на сцене.

“Розовые очки невозможно снять по собственному желанию. Они спадают сами. Влепит тебе жизнь хороший подзатыльник — и вот очки уже рассыпались по полу осколками.” (Т.И.Пельтцер)

Настоящая слава к Татьяне Ивановне пришла в 1953 году, когда она сыграла в постановке “Свадьба с приданым” Лукерью. Именно за исполнение этой роли она удостоилась сталинской премии третьей степени. Этот спектакль сняли на пленку и показали в кинотеатрах страны, и Татьяна Пельтцер, как говорится, сразу после этого показа “проснулась знаменитой”. Актрису стали приглашать сниматься в различных фильмах, и Татьяна Пельтцер превратилась из просто хорошей театральной артистки в известную “бабушку советского кино”. Трудно было представить экранизацию сказок и многих фильмов 70-х без Татьяны Пельтцер. Сама актриса называла себя “счастливой старухой” и всячески поддерживала этот имидж.

Русско- еврейские корни актрисы

Жизнь Татьяну Ивановну не всегда баловала, и, хотя вначале ее карьеры Татьяну Пельтцер увольняли по профнепригодности, как не имеющую профессионального актерского образования, в свои преклонные годы она получила настоящее признание народа.

В 1972 году, когда Пельтцер работала в театре Сатиры, ей присвоили звание народной артистки СССР. Это были годы триумфа актрисы – она блистала на сцене театра и в кино. Многие из нас полюбили фильмы с участием Татьяны Пельтцер, такие как “Формула любви”, “После дождичка в четверг”, “Приключения желтого чемоданчика” и многие другие.

Когда Марк Захаров, художественный руководитель театра Сатиры, с которым у Татьяны Ивановны сложились очень дружеские отношения, перешел в театр “Ленком”, у актрисы начались проблемы в театре и она со скандалом уволилась и перешла в “Ленком”. Начать работать на новом месте в таком почтенном возрасте, в 73 года, да еще после тридцати лет работы в другом театре, не так-то просто. Но Татьяна Ивановна справилась. 

Память o древних корнях 

По воле судьбы Татьяна Ивановна свою последнюю роль сыграла в спектакле “Поминальная молитва” Григория Горина. Она играла роль старой еврейки, пережившей тяжелую жизнь и на старости лет потерявшую память. Роль была написана специально для нее, по просьбе обожавшего ее Марка Захарова. 

Пьеса была создана по мотивам рассказов Шолом Алейхема, кладези еврейской мудрости и традиций, и рассказывала о тяжелой жизни и нелегкой судьбе евреев, о погромах в еврейских местечках и выселении евреев из их домов в новую черту оседлости. И так удивительно, что эта роль досталась именно ей, знаменитой русской актрисe с еврейскими корнями, очень похожей на свою героиню…

 В этой пьесе Тевье- молочник возносит в небеса извечный еврейский вопрос: ”Господи, зачем ты нас выбрал? Нельзя ли было выбрать кого-нибудь другого?”. Но нет с небес ответа ни в этой пьесе, ни в нашей жизни…

Но ответ все-таки есть, и он заключен в самой древней и мудрой книге, дарованной еврейскому народу. И заключается в том, что иудеи выбраны только для того, чтобы распространить среди всех народов силу добра и любви, которая только через этот избранный народ может прийти к людям.

Татьяна Ивановна Пельтцер умерла 16 июля 1992 года.

Всю свою жизнь Татьяна Пельтцер посвятила сцене и делала много хорошего для окружающих ее людей. Эта ее способность была дана ей не случайно, потому что в каждом человеке, а особенно в представителях еврейского народа, есть эта “хорошинка”, как говорила сама Татьяна Ивановна. И нам нужно лишь раскрыть в себе это стремление к добру и посвятить этому свою жизнь. 

Ривка Гольдес

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.