В 1925 году в свет выходит новый исторический роман Леона Фейхтвангера – «Еврей Зюсс.» Роман, который был закончен в 1922 году, три года не издавался по причине того, что многочисленные издательства считали его бесперспективным. Однако первое издание романа вызывает большой общественный резонанс.
Время и место действия романа – Германия первой половины 18 века.
Автор романа рассказывает о жизненном пути Йозефа Зюсса Оппенгеймера. Зюсс относится к новому поколению дельцов. Его девиз: на что нужны деньги, если не обращать их в роскошь, дома, богатые наряды и женщин. Зюсс берет на себя управление финансовыми делами принца Карла-Александра Вюртембергского, ощущая, что это дело сулит ему огромную выгоду. Позднее дело принесет Зюссу не только выгоду. Фигуре принца будет суждено сыграть в судьбе Зюсса роковую роль…
Ну а пока, желая почета, богатства и власти, Зюсс продолжает выполнять все прихоти Карла-Александра. Он знакомит его со своим дядей-каббалистом раби Габриелем. Последний предсказывает, что Карл-Александр станет обладателем короны… Карл в недоумении и не очень-то склонен доверять услышанному. На тот момент пророчество кажется несбыточным.
Однако вскоре пророчество сбывается и Карл становится правителем герцогства. А Зюсс, делая головокружительную карьеру, становится правой рукой Карла-Александра, его доверенным лицом и финансовым советником.
Восхождению Зюсса к богатству и власти сопутствует ненависть и отвращение со стороны народа. Они не согласны, что герцогством правит «жид.»
Все это выливается в гонения на евреев. Евреи просят защиты у Зюсса, но тот решает хранить строжайший нейтралитет.
Переломным моментом романа становится смерть дочери Зюсса – Ноэми. Она бросается с крыши, чтобы избежать домогательств герцога Карла-Александра. Ее смерть становится страшным ударом для Зюсса. Во чтобы то ни стало он желает отомстить герцогу. Зюсс организовывает заговор против Карла. Однако Карл умирает от удара, а Зюсс, вопреки здравому смыслу, не испытывает ожидаемого удовлетворения. Он начинает ощущать, что вся его жизнь – один сплошной фарс…
Зюсс предлагает главарям заговора арестовать его и выдать властям. Вчерашние друзья делают это не задумываясь…
Почти год проводит Зюсс в заключении. Он становится седым и сгорбленным. Личное горе приводит его к переоценке ценностей. Еврей, похороненный внутри него, вдруг поднимает голову… Зюсс не боится смерти, и на предложение сохранить ему жизнь, если он примет христианство, отвечает отказом.
Я задаюсь вопросом, что же произошло с евреем Зюссом? Человеком, который в результате личного горя, вдруг ощутил еврея, который в нем. Наверное, проблема – во внутренней дуальности: с одной стороны, он хочет «вырвать», еврея, что в нем, а с другой – ощущает, что просто не в силах этого сделать. И еще один вопрос: не является ли образ Зюсса собирательным, потому что отражает внутренний мир почти любого еврея?
Боясь этой дуальности, возможно, мы и пытаемся быть как другие народы. От этой дуальности хочется бежать, отключиться, сделать с этим все что угодно – лишь бы ощутить хоть на миг внутреннюю тишину. Тишину сердца. Но… Никак не выходит. Разве в истории мало примеров преуспевающих евреев: банкиров, адвокатов, профессоров, бизнесменов, политиков, ученых? Разве мало мы дали миру? Почему же мир не хочет дать нам хотя бы секунду передышки? Возможно, потому что реализация свойства «еврей»- вовсе не в уме и богатстве, изворотливости и дипломатии? Возможно, главное свойство еврея в его особом отношении к другим и к миру? Свойство, которое нам надо изучить, развить и обязательно применить по отношению друг к другу. И тогда, наконец-то, вместо дуальности, вместо ненависти и распрей, мы ощутим между нами, в этом огромном поле связей, биение пульса – пульса Творца.
Елена Фридман