Нам дана заповедь в Торе «трубить в шофар» в праздник Рош а-Шана. Этот праздник иногда называют «днём трубления». В наши дни в некоторых еврейских общинах, рассеянных по миру и в Израиле, существуют возникшие в средние века обычаи ежедневного трубления в месяце Элул. Звуки шофара можно услышать в новомесячье, на церемонии вступления в должность главы государства Израиля, и на других мероприятиях.
Шофар – это, предпочтительно, рог барана, или других кошерных «рогатых», кроме коровы и быка. Рог обрабатывается специальным образом и приспосабливается для извлечения звуков. Пронзительность и тембр звучания базируется на форме исходного материала и качестве обработки рога. Искусству обработки и трубления в шофар надо обучаться. В разных общинах используются прямые рога или более «крутые». Иногда искусные обработчики сами выпрямляют или, наоборот, добавляют витки методом тепловой обработки. Возможно, что отсюда произошло выражение «скрутить в бараний рог». Важно, чтобы рог был цельным, без трещин.
Звук шофара преодолевает большие расстояния. Этот древнейший инструмент из натурального материала применялся в станах колен Израилевых, и во времена Храмов, как средство связи и сигнализации. Устанавливалось количество сигналов, интервалов, повторов для разного рода собраний и событий. Были условные сигналы для военных сборов, для сбора старейшин, для различных служб в Храме и прочие т.д.. Создаётся впечатление, что азбука Морзе через тысячелетия в феврале 1838 года повторила древний принцип связи наших еврейских предков. Первый «телеграф Морзе» состоял из трёх сигналов – короткого (точка), более длительного (тире) и интервала (пауза). Это соответствует основным видам трубления.
Рекомендуемую для шофара форму бараньего рога связывают с событием жертвоприношения Исаака. Авраам доказал Всевышнему своё повиновение, преданность и готовность принести сына в жертву. В результате на жертвенник был возложен вместо Исаака барашек, оказавшийся рядом.
Впервые в Торе упоминается шофар во время событий на горе Синай, сопровождавшихся громовыми раскатами и молниями, и был «…глас шофара – сильный чрезвычайно; и затрепетал весь народ, что был в стане… И становился глас шофара все более и более сильным – до бесконечности; Моше говорил, а Б-г отвечал ему голосом» (Шмот, 19:16).
Можно представить трепет народа, когда слились воедино стихия природы, звуки шофара и голос Всевышнего. Возможно, с тех пор в сознании еврейского народа шофар стал ассоциироваться с «Гласом Божьим». Слышны звуки, подобные отчаянию, жалобам и стонам. Они воспринимаются как реакция потрясённого народа. Это был диалог Творца и народа через посредника – Моисея. Стоявшие тогда у горы евреи осознали себя единым народом – избранником Творца.
Переживания были настолько сильными, что их передавали изустно будущим поколениям. Мне довелось в детстве в советское время услышать от матери фразу: – «ты представляешь, евреи тогда слышали Голос с небес». Сказано это было одновременно с оттенком гордости, тоски и надежды. Тогда это не произвело на меня впечатления, но отложилось «на полочке» в сознании.
Описание силы воздействия трубления в шофар на евреев имеются в воспоминаниях узников фашистских и «гулаговских» лагерей. Евреи подкупали охранников, чтобы те достали «кошерный рог», для исполнения заповеди Рош а-Шана. Иногда приходилось попытку повторить из-за непригодности рога. Среди евреев находили «местного» мастера для обработки. Рискуя жизнью, ему приходилось маскироваться, прятаться в каком-нибудь чулане. Наконец, шофар готов, евреи собрались, и это настоящий праздник! Слёзы заливают глаза слушателей от радости за успех «операции», а сердце трепещет от щемящего воздействия звуков.
Хотя первое упоминание о шофаре в Торе принадлежит великому событию у горы Синай, мы понимаем, что его использовали раньше. Во всех священных для нас источниках, от пророков до Талмуда, и от мудрецов Талмуда и Гмары до каббалистов 20 века мы читаем о высоком назначении этого исключительного еврейского инструмента.
В звуках этого рога вышли сыны Израиля из Египта» (Зоар. “Заповедь десятая” 240)
Счастлив народ, умеющий трубить. Господи, в свете лица Твоего ходят они … Ибо Ты – слава силы их, по благоволению Твоему возвышен рог наш. (Псалом 89)
в Рош а-Шана звуки шофара в правильном исполнении влияют на душу еврея, помогая ей ощутить беспокойство и желание улучшить поведение. (Мидраш)
Шофару предрекают будущее избавление и исправление мира.
…и будет в тот день: вострубят в великий шофар, и придут пропавшие в земле Ашшурской (ассирийской) и заброшенные в землю Египетскую, и будут они поклоняться на горе святой в Иерусалиме. (пророк Исайя, Ис.27:13)
Рог эпохи избавления, в которой находится наше поколение, называют «шофаром Машиаха». В одноимённой статье великого Бааль Сулама сказано:
Распространение мудрости каббалы в массах называется «Шофар», подобно шофару — бараньему рогу, звук которого разносится на большие расстояния. Так же и отзвук этой мудрости будет разноситься по всему миру, пока даже народы не услышат и не признают, что есть мудрость Творца в среде Израиля.
Шофар от арамейского «шуфра» означает «самое лучшее» или «красота», то есть он даёт человеку возможность улучшения, исправления и возвышения. Подобно голосу Творца звуки шофара пробуждают души своих избранников, соединяют их, сливают в монолит, чтобы стали они, как сказано: – «одним человеком с одним сердцем».
Д.Бояровская