В духовной связи с народом

Израиль богат на выдающихся людей. Хочу рассказать об одном из них, РАБАШе. Его имя носит одна из улиц в Петах-Тикве, на которой находится Всемирный центр «Бней Барух», названный в честь этого великого каббалиста.

Светлая фотография РАБАШа, смотрящего вдаль. В его взгляде вся мудрость и грусть еврейского народа

Традиции еврейского местечка

Барух Шалом Алеви Ашлаг (РАБАШ) родился в январе 1907 года в Варшаве. Времена были неспокойные. По Польше прокатилась революция, приближалась первая мировая война. Как бы в противовес нарастающей в стране напряженности, в еврейских поселениях все большую популярность приобретало учение, направленное на установление равновесия и гармонии внутри человеческого общества – в каждом местечке, где жили евреи, учили каббалу.

Это не могло не оставить отпечаток на мировоззрение юного Баруха. Тем более что его мать, Ривка, принадлежала к известной каббалистической династии. А отец Йегуда Лейб Алеви Ашлаг (Бааль Сулам) с детства проявлял невероятные способности в изучении Торы и книги «Зоар» (Сияние). 

Он часто брал с собой Баруха на занятия к своему учителю рабби Йешуа Ашеру. Для мальчика это были незабываемые дни. Древние, но вечно молодые знания каббалы он, казалось, впитывал прямо из воздуха.

Однажды, в праздник Ханука, рабби занимался, на первый взгляд, странным делом – дарил каждому присутствующему по мелкой монете. Маленький Барух тоже получил монетку, но к подарку отнесся с пренебрежением. Отец это заметил и сказал: «Запомни, сынок: подарок – это не самое важное; главное – разглядеть того, кто скрывается за подарком!»

Барух научился в те годы независимому, взрослому отношению к жизни, к тому, что нельзя купить за деньги, но можно впитать естественным образом в каббалистической семье. Путь духовного воспитания часто непонятен постороннему взгляду. Легко сказать ребенку: «Делай так, а не иначе». Гораздо труднее, если вообще возможно, объяснить такие понятия, как внутреннее и внешнее, главное и второстепенное. Отец с детства обучал сына известному каббалистическому подходу – ничего не делать неосознанно и бесцельно.

Хотя каббалистов в польских местечках все знали в лицо, постепенно, под давлением влиятельных раввинов, усматривающих в каббале некую угрозу для общепринятых религиозных устоев, в народе все больше укреплялось мнение, что каббала – это тайное, опасное, мистическое учение для избранных.

Главная цель древней мудрости.

В 1921 году семья Ашлаг, пройдя через непонимание и давление еврейской общины Польши, переезжает в Иерусалим, и Барух поступает в одну из центральных городских ешив. Внешне он как все – обычный ешиботник, но внутри он – настоящий каббалист, человек, стремящийся всем сердцем к познанию основы методики доброго объединения. Каждый новый день обязан быть еще одним шагом к цели.

Учителя предрекают ему блестящее будущее, полное высоких постов и регалий, и никто бы не поверил, что его мысли занимает совершенно другое – он мечтает попасть на уроки своего отца.

В то время Баруху вход на уроки был закрыт, потому что Бааль Сулам пускал только женатых мужчин, в иудаизме это обязательно. Но, как известно, главное – это желание, и Барух находит выход. Зная, что на уроках, проходящих в ночное время, ученики для бодрости пьют много кофе, Барух напрашивается на «должность» разносчика кофе и с усердием берется за дело. Он так «быстро» раздает стаканы, что успевает прослушать большую часть урока.

Когда Баруху исполнилось 17 лет, он получил звание раввина. Барух прошел аттестацию у самых больших авторитетов того времени: первого главного раввина Израиля, Авраама Кука, и бывшего главного раввина Иерусалима, Йосефа Зоненфельда.

Ему еще не было 18-ти лет, когда родители женили его на Йохевед, дочери рава Йехезкеля Элимелеха Линдера, одного из уважаемых жителей Иерусалима. Йохевед родила ему семерых детей, а вместе они прожили 65 лет.

После женитьбы Барух начал свою трудовую деятельность подручным кузнеца, затем арматурщиком на стройке. Население страны стремительно росло и требовалось много жилья.

Смысл существования– изучение науки каббала

Каждый день он ходил на уроки к отцу. Они начинались в час ночи и заканчивались на рассвете. Баруху приходилось покрывать каждый раз пешком несколько километров из старого города до дома отца, в районе Иерусалима – Гиват Шауль. Маршрут этот был очень опасен. Нужно было ночью проскальзывать мимо британских блокпостов и многочисленных банд, которые подстерегали еврейских жителей города. Другого пути просто не было, и лишь люди со жгучим желанием могли его преодолеть.

Случалось, его строительная бригада оставалась ночевать под открытым небом. В такие дни он добровольно брал на себя обязанности ночного дежурного по кухне. Причина – кухня была единственным местом лагеря, в котором горел свет. Он вставал в час ночи, до рассвета самостоятельно учился, а после этого весь день работал вместе с остальными…

Когда строительный бум снизился, РАБАШ трудился на прокладке дороги Иерусалим-Хеврон, был сапожником, переписчиком Торы. В 1948 году возникло государство, и появились различные государственные учреждения. РАБАШ начал работать служащим в «Налоговом управлении Израиля».

Еще задолго до этого, в 30-е годы, рав Барух по указанию отца начал преподавать. Он был ближайшим учеником Бааль Сулама и даже получал индивидуальные уроки. В те годы он не писал книг, но зато старательно заносил в тетрадку все услышанное от отца.

Шли годы. Подобно отцу, РАБАШ не искал известности и не желал прослыть мудрецом среди обывателей. Он многократно отказывался от предлагавшихся ему официальных постов. Вместо того чтобы завоевать уважение публики и встать во главе больших организаций, Барух Ашлаг всего себя отдал подготовке учеников. Приближалось время начала массового распространения каббалы, когда народ начнет осознавать ее актуальность. Бааль Сулам назвал даже точную дату, когда это должно произойти – 1995 год.

В день смерти Бааль Сулама РАБАШ подал заявление об уходе с работы. Он взял на себя управление группой каббалистов, заменив отца. Он полностью издал комментарий «Сулам» на «Книгу Зоар» и остальные рукописи отца, а затем начал писать статьи, в которых изложил четкую методику внутренней работы человека, стремящегося постичь истинную реальность, чего не сделал ни один каббалист до него. В этих статьях он дал подробное описание всех этапов духовного пути человека – от его начала и до конца. Впоследствии из них был составлен пятитомный сборник «Этапы постижения» (Шлавей Сулам). Кроме того, РАБАШ передал нам свои уникальнейшие записи объяснений духовных состояний человека, полученных им от отца, которые он так и назвал – «Шамати» («Услышанное»).

В чем мудрость еврейского народа?

Рав Барух постоянно интересовался естественными науками, такими, как физика, химия и так далее. Все, что он слышал об этом, он связывал с каббалой и видел, что уже открылось, а что – еще нет. Он любил слушать новости. Хотел знать все, что происходит в мире, связывая все происходящее с Высшим управлением. Однажды, во время войны, он включил радио прямо во время урока. Один из учеников очень этому удивился, на что РАБАШ сказал: «Если бы у тебя были там сыновья, ты бы, конечно, интересовался тем, что происходит, твое сердце было бы там. И тогда ты включал бы радио и слушал, потому что чувствовал, что от этого зависит твоя судьба. А у нас там находится вся наша армия, все они – мои сыновья, и я, безусловно, страдаю и тревожусь за них».

На фото вывеска представителя улицы, РАБАШа.

 РАБАШ оставил ценнейший подарок будущим поколениям каббалистов: статьи для практической работы в группах, статьи о глубоком внутреннем смысле еврейских праздников, истории еврейского народа, статьи об этапах исправления себялюбивой человеческой природы. Письма ученикам, когда Учитель находился вдали от них, наполнены заботой и любовью. Именно в письмах, РАБАШ позволял себе излить свои чувства: «Кажется мне, что глаза мои видят товарищей, руки обнимают их, а ноги пляшут с любовью и радостью вместе с ними в кругу, а потом и мое «я» отменяется и растворяется в моих товарищах».

Всю жизнь Барух Ашлаг посвятил реализации идеи каббалы – раскрытию Силы доброй связи между нами, с помощью которой реализуется заповедь “возлюби ближнего как себя”, при которой  мы достигаем очень особенной жизни, когда мы поднимаемся на иной уровень существования, в совершенно иное измерение, в вечность и совершенство.

Великий каббалист умер в 1991 году, в день рождения своего отца – Бааль Сулама. Похоронен рядом с ним на кладбище Гар а-Менухот в Иерусалиме.

Здание Центра “Каббала народу” в Петах Тикве, Израиль.

Оставленное РАБАШем наследие – это более 6000 аудиокассет с записями уроков по «Учению о десяти сфирот». Сотни статей, поясняющих сказанное в Торе, Зоар, Талмуде. Записи индивидуально полученного от Бааль Сулама. Заметки на полях, составляющие несколько книг. Дневники. Ответы на вопросы. Чертежи. Песни и напевы. Схемы и записи к книге «Бейт Шаар а-Каванот».

 Барух Ашлаг стал последним звеном в цепочке величайших каббалистов всех времен, протянувшейся от Авраама. Он играет в этой цепи особую роль, жизненно важную именно для наших дней. Ему удалось протянуть связующую нить от каббалистов прошлых эпох к современности и адаптировать для нас каббалистическую методику.

Алла Певзнер

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.