Из Танаха мы знаем о семи женщинах-пророчицах Израиля: Сарра, Мириам, Дебора (Двора), Хана, Авигайль, Хульда, Эстер. В наше время нет чёткого понимания, что такое пророчество, и кто такие пророки. Наше сознание забито словами-синонимами, которые подменяют или искажают понятия. Всякие предсказатели, ясновидцы, экстрасенсы, телепаты, гипнотизёры обладают некоторыми способностями воспринимать и передавать мысли на расстояние, или внушать их. Они проводят массовые практические сеансы и шоу, на уровне воздействия на человеческую психику. Пророчицы – это женщины, избранные Высшим управлением для особой миссии.
Мириам – сестра Моше и Аарона – пророчица
C именем Мириам связано определение пророчица. О ней, единственной, как о пророчице повествуют главы в самой Торе (Пятикнижии), об остальных пророчицах мы читаем в других частях Танаха, в Мишне, в комментариях Талмуда.
Мириам – связная между родительским домом и домом фараона
Имя Мириам толкуется, как «горькая», потому что она родилась в горькое для народа время, когда стали египтяне притеснять евреев. По распоряжению фараона повитухам приказано было убивать новорожденных еврейских мальчиков. Не обошла стороной необходимость принятия такого решения и в семье Мириам. Несколько месяцев мать прятала маленького Моше, а потом, уложив его в корзину, спустила в Нил, уповая на волю Всевышнего. Именно с этого момента упоминается Мириам, когда она следит за корзинкой с братиком. Это она видит, как фараонова дочь Батья выуживает из Нила младенца, после чего Мириам предлагает ей в качестве кормилицы свою мать Йохевед. Таким образом, впервые, ещё в подростковом возрасте проявилось пророческое видение Мириам. Она предвидела, что у родителей родится сын, который станет вождём народа. Отец Мириам Амрам, удручённый приказом фараона, развёлся с Йохевед, чтобы не стать убийцей своих будущих сыновей. Мирьям сумела убедить и уговорить отца вернуться в семью. Так получилось, что в судьбе Моше она сыграла более важную роль, чем мать.
Мириам – связная с Творцом
Два брата Моше, Аарон и их сестра Мириам были посланы Творцом для выполнения важной миссии. Каждому было дано особое «задание» во время странствования в пустыне. Мириам ведала «водоснабжением», Моше – «МАНом», Аарон «ведал облаками», защищая от палящего солнца,
«Из Колодца Мириам сверхъестественным образом изошли потоки воды,… эти потоки разветвились на ручьи, которые разделили участки колен…»
Получалась «сеть водоснабжения», которая естественным образом разделяла границы колен сыновей Якова.
«Колодец Мириам» – это источник, который сопровождал народ в пустыне, он возникал в местах стоянок и давал жизнь. Это очень высокое духовное свойство женщины. В каббале вода – свойство отдачи, подобное вскармливанию женским молоком, как «млечный путь» вселенной. В Мидраше сказано, что колодец иссяк, когда умерла Мириам, хотя существует предание, что он обнаружен в озере Кинерет, которое снабжает Израиль пресной водой.
«Колодец Мириам» по сей день будоражит воображение и сердца израильтян. Кому-то снится сон, в котором человеку указывается место, где находится источник. Раввины заявляют, что по субботам в обычные колодцы поступает вода из чудесного родника. У ученика величайшего каббалиста Ари Хаима Виталя есть описание совместного с Ари путешествия (16 век) в лодке. Ари попросил остановиться и зачерпнуть воду из небольшого водоворота, закружившего лодку. Он приказал Хаиму выпить залпом зачерпнутую из колодца Мириам воду. При этом он воскликнул:
«Пей! И все знания Каббалы откроются тебе! Ты постигнешь те духовные миры, в которых находятся все причины и следствия, всё происходящее, прошлое и будущее. Ты познаешь самого Творца!”.
Мириам – предводительница женщин
Мириам и оба её брата были пророками и вождями народа, ответственными за поколение Исхода. Моше – пророк более высокого уровня, чем брат и сестра, был на «прямой связи» с Всевышним. Аарон имел огромнейший авторитет у простого народа. Мириам была предводительницей у женщин. Несмотря на своё имя, никакой горечи не было в её поведении. Она вселяет уверенность, поёт, радует, вдохновляет и подбадривает. Под предводительством Мириам женщины из Египта вышли «вооружёнными» бубнами, свирелями и тимпанами. Пророчица знала, что они понадобятся, чтобы благодарить и прославлять Творца.
С работников Творца большой спрос
Казалось бы, что преданные, послушные исполнители воли Всевышнего должны получать всякие «льготы» и награды. Но, именно с них строго взыскивается за прегрешения, кажущиеся нам, потребителям, не делающим шага без вознаграждения, мелкими. Им посылают напоминания, чтобы не забывали, ради чего и ради кого они служат.
Когда Мириам обсуждает с Аароном семейные проблемы Моше, её лицо внезапно покрывается язвами – цараат, (в переводе на русский язык – проказа). Это наказание за лашон ара (злословие), которое так распространено у наших современников, хотя запрет на злословие со времени Мириам не отменён. Исчезла такая болезнь, равно, как исчезли праведники в народе.
Пока Мириам была изолирована за пределами стана, народ не двинулся с места, остался ждать её возвращения, показав этим свою преданность ей. Через 7 дней после страстной молитвы Моше за здоровье сестры, болезнь отступила и Мириам вернулась в стан.
Житейские истории
В Мишне и у разных комментаторов Торы есть дополнительные сведения о жизни Мириам: о её позднем замужестве и рождении сына Хура, который затем фигурировал в Торе, как дедушка великого Бецалеля, строителя Мишкана. Перечислены имена-прозвища Мириам в соответствии со свойствами и состояниями, которые она испытывала. Из-за внешней непривлекательности – имя Хела, брошенная мужем – Азува, вернувшаяся к мужу помолодевшей – Наара и ещё около шести прозвищ. Всё это не важно, на фоне духовного вклада, который внесла Мириам ради народа, ради его единства и избавления от рабского существования.
Память народа
39 лет в пустыне Мириам служила Творцу и своему народу, «поила» его и вдохновляла, была активной помощницей своим великим братьям. Умерла она тихо и безболезненно. Вместе с её уходом прекратил действовать животворящий родник. Мишна говорит, что так Творец «отметил» духовную связь с Мириам. Но Всевышний не оставляет народ, если народ не оставляет Его. Оставшись без источника воды, мучимые жаждой евреи сразу же стали бунтовать и обвинять Моше, что он обрёк их на страдания. Вместо траура по ушедшей праведнице и соболезнования братьям толпа, подстрекаемая насмешниками и ненавистниками Моше, стала роптать, требуя воды. Моше обязан доказать им свою связь с Всевышним, считали евреи.
Так мы устроены: когда не удовлетворены наши материальные нужды, мы забываем о Творце, дающем все блага, и о его верных служителях. Но жива в народе память о праведнице Мириам в названиях улиц, астероида и популярности её имени.
Следующая ступень
Вслед за уходом Мириам ушла доброта из совокупности свойств, которыми обладали три праведника. Без советов сестры Аарон и Моше не сумели наладить былые отношения со своим народом и Творцом. Закончился главный этап, возложенный на них. Это этап противостояния с фараоном, выход из Египта единого народа, получение Торы и 40 лет «выветривания» рабского духа. Этот этап в истории народа всегда будет связан с именами Моше, Аарона и пророчицы Мириам.
Центральный момент этого этапа – получение Торы у горы Синай, стал возможным, благодаря единству народа. Тора учит, что только объединённый народ получает помощь свыше. Каждый этап – это новая ступень на пути народа к полному избавлению.
Дальше предстояло вхождение в землю обетованную. Это новый этап, новые вожди, пророки и пророчицы.
Дора Блюм