Чего нам ждать от Торы, что Тора ждет от нас

В 2448 г. от Сотворения мира, по еврейскому летоисчислению, то есть 3334 лет назад, была дарована евреям Тора на горе Синай. В каком виде она была получена? Это была не книга, напечатанная на бумаге и не свиток пергамента, и не с грузом каменных табличек, Моше спустился с горы.

Религиозные евреи считают изучение Торы одной из самых важных заповедей и основным смыслом своего существования. Они изучает Тору с раннего детства и практически до самой смерти. Существуют сеть учебных заведений, в которых изучают только Тору с сопутствующими ей книгами и многочисленные комментарии к ним. Там, по многу часов в день, взрослые солидные мужчины учатся тому, как правильно понимать и как соблюдать Тору. Создается впечатление, что это очень сложное искусство, для овладения которым необходимо долго учиться и очень много знать.

В то же время известно, что праотцы – Авраам, Ицхак и Яков, соблюдали всю Тору еще до того, как она была дарована на горе Синай. То есть они знали, каким-то образом, все что было необходимо, чтобы жить в полном согласии со вселенной, или – выражаясь религиозным языком – исполнять волю Всевышнего в действии, в мыслях и в речах. Им не нужно была для этого книга, их знание проистекало из внутреннего постижения. То есть, им был известен некий обобщающий принцип, согласно которому они понимали, в каждой сложившейся ситуации, как действовать в материальном мире в согласии с духовными законами.

После выхода из Египта началась другая эпоха, потомки Авраама разрослись в народ и вошли в новый виток развития. Они утратили постижение праотцов, теперь лишь немногим из них – Моше и другим пророком – остался доступен прямой контакт с высшей силой. Всему же народу дана была Тора, которая разъясняет (тому, кто умеет её верно читать) как относиться к людям, к Творцу и к себе, как развиваться духовно, оставаясь в гуще материальной жизни.

На первый взгляд Тора представляет собой чудесный рассказ о сотворении мира и человека, о райском саде, о яблоке и змее и т. д., а так же долгую сагу – историю семьи, разросшейся в народ и все его перипетии. Что нужно, чтобы видеть в Торе инструкцию духовного развития и руководство к действию на жизненном пути, а не «культурно-историческое наследие» или сугубо религиозный текст?

Этот вопрос возник не сегодня, ему как минимум 2000 лет. Его задавал, немного в другой форме, некий гер – чужеземец, интересующийся еврейским учением, двум большим мудрецам – Шамаю и Гилелю. Этот случай описан в Талмуде. Вопрос звучал так «расскажи мне всю Тору пока я стою на одной ноге», то есть без долгих рассуждений покажи мне опору, на которой стоит иудаизм.

Шамай прогнал вопрошающего, замахнувшись на него мерной палкой, а Гилель дал свой знаменитый ответ – «не делай другому того, что не желаешь себе. В этом вся Тора, а дальше — иди и учись».

Выходит вся Тора заключается в том, чтобы относиться к другим как к себе? Неужели так просто? Нет, это не просто, – «дальше иди и учись» – говорит Гилель. Потому что в человеке живет злое начало, которое не позволяет ему любить других как себя и дорожить другими, как собой. Злое начало требует исправления, ради которого и дана была Тора, и в этом ее назначение. Так учил Гилель, который был главой Синедриона – Совета мудрецов, руководившего в то время народом.

Есть тому и другое свидетельство. В Талмуде (трактат Кидушин, 30:2), от имени Творца говорится: «Я создал злое начало, и создал Тору в исправление ему». Природа чиста и безгрешна, и только человек способен на зло, но также и на добро, и на духовность, возвышающую его над природой. По пути этого возвышения он проходит через исправление своего злого начала, в чем ему помогает Тора, если он ищет в ней именно то, для чего она предназначена.

Тора велика, в ее изучении можно преследовать разные цели. Об этом сказано в трактате «Йома»: «Если удостоился – стала Тора для него эликсиром жизни, а если нет – превратилась Тора для него в смертельный наркотик». Удостоился — значит использовал Тору по назначению и получил от нее толчок к новой жизни. Не удостоился – значит преследовал иные цели: искал в Торе премудростей или хотел возвыситься через учебу над другим, стать важным знатоком, большим учителем или тому подобное. Тогда превратилась Тора для него в наркотик, разрушающий душу. Человек возгордился стал мнить себя мудрецом и праведником, и требовать себе награду и почет, и от Творца, и от людей, и в этом мире, и в будущем.

Тора утверждает, что именно «злое начало», живущее в самом человеке, отделяет его от счастливой жизни. Сегодня это видно особенно ясно. Со стороны научно-технического развития человечество продвинулось столь далеко, что легко может одеть, накормить и дать образование всем людям на планете, а сам земной шар превратить в райский сад. Средства, необходимые на это, никак не выше, чем военные расходы крупных стран, но мы предпочитаем тратить деньги и время, и душевные силы: на смерть вместо жизни, на страх вместо радости, на власть вместо любви.

Однако, это не окончательный приговор, мы можем измениться, у нас есть для этого средство, оно называется Тора. Ее дарование — это не только историческое событие – «предание далекой старины». Это то, что может произойти с нами сегодня, завтра, в любой момент, как только мы поймем для чего нужна Тора и как ее правильно использовать.

Михаил Аршавский

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.