«Все действия в мире, хоть и кажутся отличными, исходят от одной причины – любви.»
Эта крылатая фраза, принадлежащая РАМХАЛю, служит источником вдохновения для многих беспокойных душ, поглощенных поисками цели и смысла жизни.
Не признанные современниками, его труды актуальны и почитаемы в наши дни. Каким же был этот человек -мудрец, каббалист, ученый, раввин, драматург, поэт и моралист, оставивший после себя великое наследие – учение, которым человечество пользуются уже не первое столетие?
Первые шаги
Рав Моше-Хаим Луцатто, известный под аббревиатурой «РАМХАЛЬ» родился в Италии, в городе Падуя в 1707 году. Родители дали ему не только еврейское, но и европейское образование, включающее литературу, научные дисциплины и классические языки. Уже в юном возрасте его считали гением.
«Святость зависит не от тех вещей, которые по глупости «святые» ставят на первое место, а от истинного совершенства и великой мудрости» считал Луцатто. И подобно многим молодым людям своего времени, интересовался каббалой, которая впоследствии стала для него основным предметом изучения.
Моше-Хаим был уверен, что распространение каббалистической мысли, объяснение постулатов и понятий этой древней науки играет решающую роль в нравственном прогрессе, который он проповедует. Свою первую книгу, посвященную каббале, Моше-Хаим опубликовал в возрасте 17 лет.
«Суть любви состоит в том, чтобы человек подлинно желал и стремился приблизиться ко Всевышнему и бежал за Его Святостью, как бежит человек за чем-либо весьма желаемым.
Эти чувства должны быть настолько сильными, чтобы даже упоминание Его Имени, и упоминание Его Славы, и изучение Его Торы были для него настоящим удовольствием и увлечением.»
Уверенность в том, что все вышесказанное – непреложная истина, закон, служению которому можно посвятить всю свою жизнь, пребывала с Моше-Хаимом до последней минуты его деятельной и беспокойной жизни.
Луццато стал раввином в 19 лет, однако при этом он не носил бороды и одевался по моде, как итальянский аристократ, считая, что фасон одежды никоим образом не влияет на внутренний поиск и духовность.
Вскоре весть о нем разлетелась по городу, и Рамхаль начал проводить занятия для широких масс. Со временем вокруг него сплотилась группа каббалистов, перенявших у своего учителя методику духовного восхождения. В ее уставе было записано: «Учеба не должна прекращаться ни на мгновение… и пускай каждый приходит не по расписанию, а по зову души.»
Его ученики, сердцем выполняя условия взаимного поручительства, объединялись в одно целое, согласно постулату каббалы:
«Все элементы Творения, без сомнения, связаны и объединены общей целью. Следовательно, настоящий смысл их раскрывается не в обособленном существовании каждого согласно его природе, а в их связях друг с другом и объединении для достижения общей цели. И только в этом их восполнение.»
Гонения и скитания
На протяжении всей жизни Рамхаль был объектом беспрецедентной травли со стороны влиятельных раввинов, подозревающих его в ереси и запретивших издавать сочинения по каббале.
Его труды были частью сожжены, а частью захоронены, но и на этом травля не прекратилась. Обвинение следовало за обвинением, а все попытки публично доказать свою правоту наталкивались на стену религиозной косности и непримиримости.
Однако все это не сломало в Рамхале уверенность, что: «Все, что ни делает Всевышний, – к лучшему, то есть даже страдания и нужда, кажущиеся злом, на самом деле есть добро: так врач отрезает больную ткань или поврежденный орган, чтобы выздоровело тело, и больной не умер»
Так как спор вокруг взглядов Луцатто продолжался, он был вынужден покинуть Италию и отправиться в Амстердам. Живя в Голландии, он отказался от публичной полемики и выиграл этим несколько относительно спокойных лет, которые он посвятил написанию книг.
Из-под его пера выходили произведения самой разной тематики и направленности, включая пьесы, педагогические пособия, стихи и трактаты по логике. Под всевозможными обертками скрывалась мудрость каббалы, учения о том, как вывести все человечество из пучин страдания к вершинам счастья и совершенства.
«Человек был создан с единственной целью – радоваться Создателю и получать удовольствие от великолепия Его Присутствия; ибо это настоящая радость и величайшее удовольствие, которое только можно найти», – утверждал Рамхаль.
Он продолжал переписываться с учениками, проявляя огромную любовь и заботу об их духовном продвижении и призывая не оставлять занятия каббалой:
«Всевышний поставил человека там, где много того, что отдаляет его от Творца, – это материальные желания, обладающие свойством отдалять тянущегося за ними от истинного добра. Это и означает, что человек пребывает как бы посреди битвы, поскольку все обстоятельства человеческой жизни, как лучшие, так и худшие, ставят его перед испытаниями»
Связь с наставником навлекла на учеников Рамхаля нещадный гнев общины, однако они так и не отреклись от своего великого учителя.
Стремление сбросить с себя тяжкий груз запрета распространять учение каббалы побудили Луцатто в 1743 году переехать из Амстердама в Эрец-Исраэль.
Последние годы его жизни окутаны туманом. Известно лишь, что вместе с женой и единственным сыном он умер во время эпидемии чумы в Акко и был похоронен в Тверии.
__________________
Несмотря на то, что для современников Рамхаль был спорной личностью, после смерти он удостоился признания в большинстве еврейских кругов Европы.
Знаменитый Виленский Гаон говорил, что, если бы рав Луцатто жил в его время, он пошел бы пешком в Италию, чтобы учиться у него.
Наследие Рамхаля насчитывает более ста книг. Он обучал людей каббале и разработал новую методику ее преподавания подрастающему поколению:
«Лишь вместе мы сможем выбраться из дебрей собственной ограниченности в бесконечный мир совершенства и любви. Туда уже проложен прямой путь, ожидающий всех, кто готов воспользоваться мудростью каббалы, желая выполнить свое предназначение.»
Алла Певзнер