Рамбам – поводырь заблудших

Король Ричард Львиное Сердце, при посещении Святой Земли в период крестового похода, предлагает должность личного доктора человеку, трактаты которого являются актуальными и по сей день.
Выдающийся еврейский врач, ученый, раввин, философ, знаток Законов Торы и каббалы Моше бен Маймон (Рамбам) родился 30 марта 1135 года в Испанском городе Кордова. Его отец, Маймон бен Иосиф, был раввином, судьей, автором комментариев к Торе. Он сам обучал своего сына. Рамбам получил блестящие знания не только в Торе и Талмуде, но и в математике, астрономии, философии. Рамбам отличался гениальными способностями во многих областях. Но своей профессией избрал медицину. Через несколько лет слава о докторе, который излечивает не поддающиеся до этого времени заболевания, далеко перешагнула границы еврейской общины Каира.
Впоследствии Рамбам становится лейб-доктором семьи султана Саладина. Он имел большое влияние на правителя: султан очень часто прибегал к советам Рамбама и оказывал ему огромное уважение. 

Позже Рамбам добивается принятие декрета, согласно которому евреи получают право на возвращение и проживание в Иерусалиме. Рамбаму принадлежат 18 трактатов по медицине. Некоторые из них, несмотря на современные технологии, остаются актуальны по сей день. В чем же исключительность подхода Рамбама к человеку? Наверно прежде всего в том, что Рамбам никогда не разделял душевное и физическое здоровье. «Врач должен знать, что по-настоящему здоровый человек обычно находится в хорошем расположении духа. Поэтому так важно достичь «мира в душе.» А для этого необходимо научиться спокойно принимать все, что преподносит жизнь – как плохое, так и хорошее. Тем более, что часто то, что кажется на первый взгляд ужасным бедствием, в результате оборачивается благом.»

Рамбам относится к человеку как к целостной системе. «Врач не должен заниматься только больным органом. Его должно волновать физическое и душевное здоровье пациента в целом.» Организм должен находиться в равновесии. Если же он вышел из равновесия, то нужно его привести к среднему пути, который и является правильным. Согласно афоризму Галена: «Если организм отклонился от нормы в одну сторону, следует заставить его действовать в противоположном направлении, тем самым восстановив равновесие.»
Рамбам неоднократно поражал коллег своим успехом в диагностике и изучении болезней, связывая в неразрывную цепочку причина-следствие, казалось бы, несовместимое. «Болезни языка могут выдавать потаенные мысли человека, лживые и неискренние. Ведь тело является лишь «инструментом» души, созданным для ее реализации. Чтобы успешно врачевать недуги, прежде всего необходимо хорошо знать структуру человеческой души.»

Рамбам считал, что душа имеет три уровня:
1. «Дыхание жизни»- общая для всех живых существ.
2. Интеллект и разум – свойственные только уровню «человек».
3. Бессмертная душа. 

Возможно, что будучи знакомым с устройством человеческой души не понаслышке, Рамбам преуспевал там, где другие лекари были бессильны. Его размышления на эту тему и легли в основу его известных трактатов: «Поводырь заблудших» и «Врата возмездия». Этим трактатам было суждено перевернуть общественное сознание «с ног на голову», кого- то искренне восхищая, а кого-то приводя в бешенство, поскольку «непоколебимые истины» вдруг оказались слишком зыбкими. Впрочем, это уже совсем другая история…

Елена Фридман

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.