Авраам и Исаак

Кто из нас не слышал душераздирающую историю о том, как Авраам собирался принести Богу в жертву своего любимого и очень долгожданного сына Исаака. С болью в сердце представляю его дрожащие руки, связывающие сына, и последний вопль-молитву к Творцу перед тем, как рука с ножом поднимется над головой родного ребенка.

Этот сюжет, взятый из самой популярной среди людей Книги, издавна вдохновлял поэтов и художников. Многие задавались вопросом о мотивах поступка Авраама.

Ответы мы найдем, если получше познакомимся с этой легендарной личностью.

Кто такой Авраам

Авраам жил во времена строительства Вавилонской башни около 4000 лет назад. В те времена люди вдруг обнаружили, что невозможно более жить в мире и согласии. Они решили добраться до Бога и начали строительство башни до небес. Но так как это противоречило замыслу Создателя, башня была, как всем известно, разрушена и жители той древней страны разбрелись по всему миру, приобретя различные языки.

Авраам же отказался участвовать в строительстве башни: он понял, что этим путем нельзя достичь Создателя. Ему открылся единый закон строения высшего мироздания. Он вдруг ощутил в своем сердце бесконечную любовь, исходящую от Творца. Он почувствовал, что Создатель Мира находится не где-то там, на небе, куда можно подняться вдоль башни, а внутри наших ощущений. Ему раскрылось, что мир устроен согласно Любви и Отдаче.

И тогда Авраам собрал группу единомышленников и ушел с ними в направлении сегодняшнего Израиля. Он раскинул свой шатер и приглашал всех проходящих мимо путников зайти в него, принять еду и переночевать. Он пытался донести до всех, кто хотел его слушать, открытую им истину. Ведь если Творец нас так сильно любит и желает нам только добра, то как же он мог создать в нас такие противоположные Ему свойства? Как могут люди ненавидеть и убивать друг друга? Ответ был очень прост: человечество должно понять тупиковость своего пути, ощутить потребность в Творце и захотеть стать подобным Ему. А так как Бог есть Любовь и Отдача, то и люди должны научиться любить и отдавать друг другу. Закон мироздания, открытый Авраамом, состоял в главном принципе Торы: «Возлюби ближнего, как самого себя». Все люди рождаются противоположными по свойствам Творцу и, осознав свою противоположность, должны захотеть измениться. Не надо строить башню до небес, потому что в духовном мире близость определяется подобием свойств. А так как Создатель отдающий, то и мы, люди, должны жить по законам любви и отдачи ближнему.

Группа людей, вышедшая вместе с Авраамом из Вавилона, впоследствии стала называться народом Израиля. Этот народ сумел построить государство, просуществовавшее по законам Творца много веков. Остальные жители этой древней страны разбрелись по всему миру и стали основой всех народов земли.

Потомки Авраама построили два Храма, ушли в самое последнее и большое изгнание, смешались со всеми народами, и сейчас призваны снова создать государство, подобное  разрушенному, и в сотни раз более прекрасное.

Рождение Исаака

Когда Авраам и его жена Сара сидели около своего шатра, к ним подошли три пришельца, которые оказались посланниками Творца, и сообщили о том, что у Сары ровно через год родится сын. Аврааму тогда было сто лет, а его жене — девяносто. Сара не поверила святым посланникам и засмеялась. А ровно через год родился у них сын, которого назвали Исааком, что в переводе означает «будет смеяться».

Каббалисты говорят, что исправление человека осуществляется поступенчато, от более легких ступеней к более сложным. Рождение сына означает рождение новой ступени. Авраам к моменту рождения сына уже полностью смог исправить себя на первой ступени и достиг полного милосердия. Человек, который обладает лишь этим одним свойством, видит весь мир прекрасным, исправленным и хорошим. Но этих свойств Аврааму и Саре было недостаточно для дальнейшего развития. И поэтому у них рождается их следующая ступень, Исаак — свойство, противоположное Аврааму. Свойство суда и строгости. Таков закон развития: ступени, следующие друг за другом, рождаются одна за другой и противоположны друг другу.

Жертва Авраама

И когда сын подрос, Авраам получает указание от Творца взять своего любимого единственного сына Ицхака, пойти в страну Мория и там на одной из гор принести его в жертву. Тогда Авраам, не задумываясь, берет своего любимого сына, дрова для жертвы всесожжения, нож и огонь, и они вместе идут к указанному месту. На вопрос сына, а где же агнец для жертвы, он отвечает, что Всесильный сам усмотрит себе агнца для жертвы.

Придя на место, Авраам построил жертвенник и разложил дрова, а на них положил связанного Исаака. И уже взял нож, чтобы зарезать своего самого любимого сына… Но в последний момент посланник Творца остановил его руку. Голос Создателя произнес, что теперь Он уверен в Аврааме, который не пощадил своего единственного сына ради Него. И тут Авраам увидел барана, зацепившегося рогами в чаще. Этот баран и был принесён в жертву вместо Исаака.

Все эти на первый взгляд исторические события, по утверждению каббалистов отображают в образах нашего материального мира духовный путь человека по направлению к Творцу. Ведь Тора нам рассказывает не о приключениях людей, а об исправлении свойств каждого человека. Авраам в нас — это свойство добра и милосердия, но для движения вперед к раскрытию Творца нужно новое свойство «Ицхак», свойство знания и умение анализировать. И вся эта душераздирающая сцена якобы убийства собственного сына обучает нас методике перехода на новую ступень. Для этого перехода человеку надо все свои знания и умение анализировать, весь свой ум не использовать, а принести в жертву. Так и мы очень часто в нашей обычной жизни жертвуем или, проще сказать, пренебрегаем какими -то нашими  желаниями во имя  достижения важной цели. А здесь идет речь об указании Творца. И когда человек понимает это и идет верой выше знания, то такое внутреннее решение и называется «жертвоприношением Ицхака».

Возникает вопрос: «Должен ли каждый из нас совершить подобное жертвоприношение?»

Наши мудрецы утверждают, что если любой человек преодолевает в себе сомнения и верит Создателю больше, чем всем приобретенным до сих пор своим эгоистическим познаниям мира, то он постигает первую ступень сближения с Творцом и поднимается на гору Ар Мория — на гору сомнений.

Куда ведут ступени возвышения

Если мы научимся правильно воспринимать самую популярную Книгу всех времен и народов, то ощутим  истинное содержание Торы. Для этого ее нужно не только читать, а изучать с помощью великих учителей, познавших истинный смысл кажущихся простыми историй этой Книги. Вся Тора, как пишут каббалисты, рассказывает о поступенчатом развитии души человека. Так каждый человек, продвигаясь духовным путем, должен пройти все эти ступени.

Авраам первый в истории человечества ощутил, как построить начальную ступень духовного возвышения по направлению к Творцу. Он сумел раскрыть внутри себя свойство любви по отношению к людям. Но для духовного продвижения Авраама было необходимо рождение следующей его ступени, Исаака, свойства жесткости и разума. И когда Авраам сумел ограничить свое следующее свойство Исаак, то есть принести его в жертву, то этим приобрел возможность получения свойства Яков. В Торе говорится, что Яков является одним из сыновей Исаака, то есть его следующей ступенью.

Таким образом, Тора обучает нас тому, как  построить лестницу духовного подъема, называемой «лестницей Якова». Только Яков, который включает в себя правильно соединённые между собой силы добра и зла, этим реализует методику ступенчатого возвышения.

Поэтому Якова переименовывают в Исраэль, а это означает, что если мы правильно используем две силы, поднимаясь по лестнице Якова, то тогда мы превращаемся в Исраэль, что на иврите означает «прямо к Творцу».

И когда мы все, потомки Авраама, Исаака и Якова, принесем в жертву свой эгоизм и, вопреки раскрывающимся между нами ненависти и злу, сможем объединиться в любви и отдаче друг к другу, то тогда возродится настоящий Израиль. И на руинах ужасного зла, после многовекового изгнания, еврейский народ построит Великий Третий Храм. Но этот Храм Любви мы должны построить сначала в наших сердцах, изменив отношения межу нами. Этого ожидают от народа Израиля все народы земли и только в этом истинное предназначение народа Торы.

Ривка Гольдес

 

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *