Тема о евреях, будь-то советских, израильских, американских и прочих – сложна и неоднозначна. Нет такого исследования, которое бы дало мало-мальски объективное представление о них. Очевидны лишь некоторые исторические факты, но и по ним нет возможности судить о национальных особенностях, величии или низости евреев. Изгнанные из «земли обетованной», они искали прибежища по всему миру, постепенно отрываясь от понимания своей избранности. Никто в мире, и сами евреи, не задумываются, в чём эта избранность. Евреи замешаны во всех, или почти во всех, значительных событиях в мире. Советские евреи в первую очередь ассоциируются с «октябрьской» революцией в России, хотя не принимали в ней непосредственного участия.
Надежда на справедливость
Ограниченные в правах чертой оседлости, невозможностью выбора профессии или высшего образования, евреи вынуждены были поступать в заграничные учебные заведения или эмигрировать. Поэтому они с надеждой встретили революционные идеалы справедливости и равенства и активно включились в строительство светлого будущего под лозунгом: «пролетарии всех стран соединяйтесь!».
Еврей HOMO SOVIETICUS – инвалид пятого пункта
Авторство словосочетания «гомо советикус» приписывается А. Зиновьеву, которым он озаглавил свой роман. Чем это понятие отличается от общепринятого «гомо сапиенс» – человека разумного? Возможно тем, что разум индивида заменяется разумом строителя нового справедливого (по мнению того же строителя) общества. Такого строителя отличают особые свойства:
– он счастлив, что родился в стране Советов;
– для него важнее денег идея светлого будущего;
– страны, народы и люди, не поддерживающие идею – враги;
– с врагами надо бороться, ещё лучше – уничтожать;
– во всех неудачах следует винить не себя, а врагов и вредителей народа, евреев и прочих идейно неустойчивых элементов.
По всем этим пунктам евреи не отличались от остальных граждан СССР, за исключением последнего, в котором приравнивались они к вредителям народа.
К портрету «гомо советикус» добавляются краски национального характера народа, обречённого на исключительность из среды многонационального советского общества. Пятая графа в анкете приобрела нарицательный статус, отражённый в юморе, – «инвалиды пятого пункта».
Парадоксы реализации идеи
Основной парадокс сводится к тому, что воплощение коммунистической идеи привело к обратному результату. Вместо идеального общества, которое должно было служить примером и объектом зависти для других народов, образовался лицемерный народ-пародия. Как в пародиях Райкина – пишем одно, в уме – другое, говорим – третье, действуем тайно.
В основном, все осознавали парадоксальность своей жизни. Агитация, давление КПСС, часто повторяемые лозунги, страх идти вразрез с линией партии – заставлял людей выражать свои мысли иносказательно. Искренность, откровенность взглядов была наказуема. Несмотря на многие запреты свободомыслия, инакомыслия – рождались поэзия, проза, наука высочайшего класса. Во всех сферах жизни было заметно лидерство евреев вопреки многим ограничениям, дискриминации при приёме на работу и в вузы.
В многообразии и богатстве русского языка удавалось выразить тягу к высокому идеалу. Патриотические песни прекрасно ложились на жаждущие любви и истинной дружбы сердца людей. Я сталкивалась с пожилыми женщинами, которым отказала память, но они вдохновенно исполняли песни из пионерского и комсомольского репертуара, хотя будучи в здравом уме, слов не помнили.
Потеря связи
В СССР складывался отрицательный образ еврея. Многие евреи старались менять фамилии и национальность, заключали смешанные браки, словом, перемешивание с русскими, украинцами и другими шло полным ходом. Атеистическая направленность политики, закрытие религиозных учреждений, исповедующих любую религию, способствовали ассимиляции евреев. Евреи лишились синагог, веками служившие местом собраний. Последнее связующее звено разорвано, и как следствие – связь с Торой – главной ценностью, объединявшей народ многие века.
Часть II
Что изменилось после 1967 года
Отдалившиеся друг от друга евреи встрепенулись, когда Израиль нанёс поражение вооружённому нападению “соседей” в 1967 году. Победа показала, что талантливость народа не только в коммерции, в искусстве и в науке, но и в воинском мастерстве, когда на весах смерть или выживание, сохранение очага своей самоидентификации. Многим евреям в «совке» эта победа помогла избавиться от комплекса неполноценности.
Победа в этой войне, длившейся 6 дней, имела положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, она пробудила в изгнанном народе надежду и желание возвратиться на землю обетованную. Сами израильтяне возгордились и решили, что всё могут сделать сами, забыв про свою миссию народа-избранника, от которого зависят судьбы мира. Третьим фактором, разрушившим связь советских евреев с Эрец Исраэль, стал разрыв Советским Союзом дипломатических отношений с Израилем. Евреи СССР обрели статус «невыездных».
Теперь, до начала перестройки, только единицам удавалось перебраться в Израиль всякими обходными путями и уловками. Мечтавшие стать русскими в республиках страны Советов, становились русскими в Израиле. Некоторые приехавшие в Эрец евреи, ожидавшие комфортных условий и возможности осуществить свои меркантильные планы, разочарованно возвращались в СССР. Такие евреи в народе получили звание «дважды евреев Советского Союза».
Со времени правления первого президента СССР М. Горбачёва, с началом перестройки началась большая алия.
Возвращение и избранность
Казалось, что народ возвращается на землю предков, чтобы воссоединиться, ведь сказано:
«И возвратит Г-сподь, Б-г твой, изгнанников твоих и смилостивится над тобою, и вновь соберет тебя изо всех народов, среди которых рассеял тебя Г-сподь, Б-г твой. Даже если будут заброшенные твои на краю неба, и оттуда соберет тебя Г-сподь, Б-г твой, и оттуда возьмет тебя»
Нелегко было Израилю принять, трудоустроить и удовлетворить запросы и амбиции приезжавших учёных, врачей, музыкантов, учителей. Стала проявляться нетерпимость между старыми олим и новоприбывшими евреями из разных стран. Вместо укрепления связи в реальной жизни шло отчуждение, неприятие и высокомерное отношение одних к другим, разделение на сабров, русских, эфиопов, румын и других. В земных заботах затерялась основная забота о цели воссоединения народа на земле предков, данной избранному народу для особой миссии.
Миссия Израиля
Во времена существования двух Храмов народ Авраама жил по внутренней сути Торы в ощущении управления высших сил Природы. Для сохранения связи народа в изгнании, памяти о его избранности и миссии – пророки и мудрецы оставили нам свои труды и постижения следующего духовного состояния человечества.
Выдающийся учёный, каббалист 20 века Иегуда Ашлаг, более известный под именем Бааль Сулам, выстроивший «лестницу» (сулам) духовного возвышения, оставил труды, раскрывающие нам внутреннюю часть Торы на языке, близком нашему поколению.
«…Ведь, если происходят какие-то несчастья, то это значит, что мы в результате своей внутренней борьбы, соотношением сил между желанием насладиться, которое переняли у народов мира, и всех сил отдачи, которое наследуем от праотцев, вызываем ситуацию, когда баланс этих сил сдвигается в плохом направлении, а не в сторону добра. Выходит, что все уничтожения и убийства происходят по вине Израиля»
Слова эти, кажущиеся нам жестокими, следует читать сердцем, ведь видим, что чем дальше, тем больше мир отворачивается от Израиля. В Израиль вернулся народ, рассеянный по всему миру, чтобы осознанно воплотить идеалы человеческого сообщества над всеми различиями. У советских евреев в Израиле есть возможность активно включиться и воплотить эти идеалы в противовес опыту их реализации в СССР путём насилия. Если станем единым народом в ощущении любви, то вызовем добрую силу единства, она нейтрализует силы агрессии и зла в мире.
Дора Блюм