Разговор за столом

Пятница, вечер, канун шабата. Прихожу с работы и первое, что, бросается, мне в нос, да-да, я не ошибся, не в глаз, а в нос – запах халы! Неповторимый запах свежеиспеченной халы. Запах, который подействовал на меня как ароматерапия, тут же сняв всю усталость, накопившуюся за неделю. Запах, который опередил все, все что я увидел после. А после была обычная подготовка к шабату. Дети накрывали на стол, хозяйка на посту номер один и только младший носился с шиншиллой.., как она мне надоела!

В эту самую субботу и состоялся разговор с сыном за субботней трапезой. Кто-то может возразить, мол – когда я ем, я глух и… Но в еврейских семьях говорят всегда, даже когда надо молчать! Так вот, я прочитал благословение на вино, затем мы отправились совершить обряд омовения рук. Вот уже месяц, как мои сыновья, с подачи старшего или его оплеухи, стали совершать этот обряд со мной вместе, что меня очень радует! Не помню кто сказал, что народ, который не чтит свои традиции – не народ! А может и никто этого не говорил? Ну, неважно… Совершив омовение, мы.., да что я так подробно? Сидим мы за столом и Йонатан, старший, спрашивает:

– Пап, а для чего мы проделали омовение? Ведь руки от этого чище не стали? Не переживай, – продолжил он, увидев, что я остановил свой взгляд на его руках, – руки я помыл с мылом до того, как… 

– Согласно нашим традициям, – начал я медленно, собираясь мыслями, доставая из своего склада, архивом это не назовешь, все, что я знал об этом, – во времена Храма, небольшую часть своего урожая, каждый, из народа Израиля, должен был отдавать Коэнам – первосвященникам. Эта часть называется трума. Коэны должны были омывать руки перед тем, как есть труму. И для того, чтобы приучить их делать это постоянно, постановили, чтобы даже простые евреи омывали руки перед трапезой с хлебом. И даже в наши дни, когда коэны не могут совершать эту заповедь без Храма, это постановление остается в силе — ведь мы надеемся, что в скором времени Храм будет построен, поэтому мы должны быть готовы есть в ритуальной чистоте.

Ты слышал про царя Соломона? Так вот, царь Соломон и его раввинский суд и приняли этот закон. 

– Так только из-за коэнов? Неужели тысячи лет мы соблюдаем этот обряд только для того, что при новом Храме они будут есть в ритуальной чистоте? – не останавливался он.

– Ты прав, – продолжил я. – Был такой мудрец –  Ибн Эзра, в своем комментарии на Тору он сказал: – «Все заповеди даны для того, чтобы исправить сердце человека», то есть его эгоизм. Помнишь, однажды на тренировке, ты меня спросил по-детски: – «Кто самый сильный, я хочу победить его?» Помнишь?

– Помню. Ты подвел меня к зеркалу и показав на мое отражение сказал; – Он!

– Правильно, молодец! Самый коварный соперник для тебя, это ты сам, твой эгоизм. Сможешь победить его, победишь весь мир! Основатель Айкидо, великий Уешиба, говорил: – «Истинная победа – это победа над самим собой». Также и в иудаизме, главный мой враг – мой эгоизм, злое начало. Сказано, – «Я создал злое начало и Тору, как приправу.» То есть, с помощью Торы, а Тора – от слова «ораа» – инструкция и «ор» – свет, это особая сила, которую Творец дал нам в помощь в работе над собой!

Все заповеди являются лишь выражением духовных законов в нашем мире. У нас есть такая книга, называется «Шульхан арух» – свод законов, там есть множество правил: как просыпаться, с какой ноги вставать и т.д. Но также есть много законов, говорящих о любви к ближнему, о правильном, добром отношении между людьми. Но мы их пропускаем, к великому сожалению, как будто они написаны для маленьких детей, а не для нас. Вот в контакте с ближним, в общении с ним, мы и исправляем свой эгоизм. Учимся выполнить самую важную заповедь Творца. Какую? Правильно – возлюбить ближнего, как самого себя!

А насчет омовения рук – руки, это символ нашего эгоизма, всего, что мы берем для себя. Омовения рук говорит о том, чтобы мы очистили свои руки от эгоизма, от желания прибрать к себе весь мир. В материальном мире оно является напоминанием человеку о том, что он должен отказаться от эгоистического употребления своих желаний. То же самое касается всех остальных заповедей.

 Так что вперед, за работу!

 

Роман Пинхасов

Присоединитесь к обсуждению

1 комментария

  1. Почему-то я решил, что само собрание будет состоять из еврейских бизнесменов. Однако в клубе я увидел две группы людей, чья внешность не оставляла сомнений в их национальной принадлежности, но при этом на бизнесменов они не походили. Примкнув к одной из групп, сидевших за овальными столами, я ознакомился с правилами ведения разговора и был поражен: главное правило заключалось в полном равенстве участников дискуссии и запрете на перебивание, критику и оценку выступающего. Это радикально отличалось от характера привычных мне дискуссий. И именно такие правила создали атмосферу комфорта и взаимного интереса – пусть и среди совершенно незнакомых мне людей. Что касается содержания беседы, то вопросы подобного рода (типа когда вы впервые ощутили себя евреем и что при этом испытали?) я в своей жизни обсуждал множество раз на всевозможных семинарах и тренингах, и потому никаких открытий не ждал. Главным открытием как раз и стало то, что принцип равного и взаимно уважительного круглого стола дало возможность расслабленно и спокойно высказаться самому и послушать других. А в результате, с учетом еврейской специфики аудитории и тематики, ощутить блаженное настроение шаббата – хотя была среда. Хочется совершенно искренне поблагодарить организаторов этого мероприятия. И неплохо было бы повторить.    

Оставьте свой комментарий
Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.