Еврейское наследие, вся еврейская история призывает нас подняться над трещинами и пропастями в своей среде и поставить единство выше того, что нас разделяет. Сказано об этом: «Все преступления покроет любовь».
Настала весна, и к нам пришел веселый праздник Пурим со своей особой, непередаваемой атмосферой. Маскарадные костюмы, треугольные печенья, детский смех. А еще – пиршество, на котором опьянение считается хорошим тоном. Но есть и другая сторона у истории, описанной в Книге Эстер. Радость в ней сочетается с глубоким смыслом, который адресован будущим поколениям.
Пурим – праздник серьезный. Настоящий. Он олицетворяет избавление не только евреев, но всего человечества от ужасного наследия. Причем доставшегося не от кого-нибудь, а от самого Творца.
Сказано: «Я создал зло – и дал Тору для его исправления». Иными словами, Тора – это на самом деле методика исправления человеческого эгоизма, злого начала. Оно разобщает, разводит нас, заставляет ненавидеть, лишает возможности соприкоснуться, почувствовать друг друга.
А Пурим – символ победы над произволом зла. Он говорит нам об окончательном торжестве добрых, человеческих отношений – не только среди евреев, но и во всем человечестве. Ведь как только еврейский народ избавится от своего эгоизма, это поможет всем остальным. Наш пример станет заразительным, и народы мира с легкостью последуют за нами, не прикладывая к этому абсолютно никаких усилий.
Однако есть один нюанс: пока мы медлим, мир лишен надежды на доброе будущее. Отсюда понятно, за что нас ненавидят на протяжении тысячелетий. За любыми причинами скрывается одна главная, безотчетная: всеобщее исправление и счастье полностью зависит от исправления евреев.
Как же оно претворяется в жизнь?
* * *
Вначале мы ощущаем на себе огромное внешнее и внутреннее давление. Мало нам врагов по всему миру, мы и сами не можем ладить между собой. Повсюду евреи мало-помалу дистанцируются, отстраняются друг от друга, словно хотят «спрятаться» среди народов. Сближение для нас – нонсенс. У нас огромное количество секторов, партий, течений, мы поделены барьерами, которые порой даже не укладываются у нас в сознании.
Книга Эстер рассказывает как раз об этом – о народе, который расселился, раздробился по 127 областям Древнего Вавилона. Поначалу дела шли неплохо, но затем внезапно на нас обрушились гонения, руководителем и вдохновителем которых стал Аман. Ближайший советник царя Ахашвероша, он был поставлен выше прочих вельмож и получил в руки огромную власть.
Решив истребить всех евреев, Аман договорился с царем и подготовил всё необходимое. Однако нам удалось обратить дело себе во благо и, вместо того чтобы погибнуть, мы сами истребили всех своих ненавистников.
Почему? Как это произошло?
* * *
Аман сказал Ахашверошу: «Есть один народ, рассеянный по нашему царству, и мы можем легко уничтожить его».
Ведь евреи, вместо того чтобы поддерживать взаимосвязь, наоборот, скорее были настроены друг против друга.
Тогда Мордехай, духовный предводитель народа, призвал собратьев к объединению. И они откликнулись.
Это и стало спасением: как только мы соединились, у нас появилась огромная сила, мы ощутили свое высшее предназначение, обрели уверенность, веру в успех, цель – и взяли верх над врагами.
Надо сказать, что ситуация тогда была критической: или мы их, или они нас. Зато, разрешив ее правильно, мы избавились от проблем, вместе выбрались из вавилонского изгнания, вернулись в землю Израиля и построили Второй храм.
* * *
Надеюсь, Пурим и сегодня станет символом нашего объединения, нашей крепкой связи. Достигнув ее, мы излечимся от взаимного отторжения и избавимся от антисемитской ненависти, исходящей отовсюду.
Ведь народы осознáют, что именно нам они обязаны исцелением и решением всеобщего кризиса. Они убедятся в том, что своим единством мы несем миру избавление от того самого «первородного зла», которое Творец намеренно создал в нас, чтобы, исправляясь, мы поднялись до Его уровня, до Его раскрытия.
Тогда, как объясняют пророки, народы мира соберутся вместе и «поднимут на плечи» народ Израиля. Иными словами, помогут нам выстроить «Третий храм», всеобъемлющее единство, о котором сказано в Псалмах: «Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов Земли».
Вот о чем повествует праздник Пурим. Он призывает нас к сближению, к дружбе, к взаимному согласию, к любви. Никто другой на это не способен. Мир избавится от проблем, только когда мы воссоединимся.
Более того, наше взаимное сближение приведет также к подъему на следующую, духовную ступень мира.
Сделаем же это для себя самих, для наших детей, для всего человечества – и ради Творца.
Счастливого праздника!
О.Ицексон