Праздник Шавуот самый важный для нас. Но если спросить у людей – что такого особенного есть в этот день, они видимо ответят по-разному. Для одних Шавуот – это символ наступления лета, праздник урожая, возможность поесть тортик, пирожные и другую выпечку на молочной основе. Для других Шавуот – один из трех основных иудейских праздников, «шлоша регалим», со своими обычаями, чтением свитка Рут и десяти заповедей. А есть и такие, кто скажет, что Шавуот для них – это праздник Света, праздник Дарования Торы… Но что это значит? Существуют разные трактовки. Давайте попробуем разобраться что к чему.
Для начала, давайте вспомним «официальную версию» происхождения этого праздника. На 50-й день после Исхода из Египта народ Израиля вышел к горе Синай. Там произошли драматические события. Всё гремело и клокотало. Моше (Моисей) поднялся на гору для получения Торы. Однако перед вручением, народ спросили свыше: готовы ли вы стать как один человек с одним сердцем? И если нет – то «здесь будет место вашего погребения». Народ воскликнул: сделаем и услышим!» – И Моисей получил скрижали завета…
Но в чем суть всего этого действа? Гром и молнии в черной туче, трубный зов? Что это было? Нам описывается какая-то сказочная пьеса? Или за всем этим скрывается определенный намёк для нас, для нашего поколения. Ведь недаром сказано, что дарование Торы происходит постоянно. А почему? Мы что, никак не можем ее взять?
Тора – не историческая летопись и не перечень продвинутых лайфхаков для обеспечения эфемерного благополучия в загробной жизни. Тора – это методика, которая может быть применена здесь и сейчас. Ведь вопрос, который нам задали перед вручением, задается и сейчас: готовы ли мы принять закон взаимного поручительства как Закон жизни? Ведь именно это и есть «Тора” – инструкция о том, как поручиться друг за друга.
Вы спросите, а зачем нам это нужно? Потому что иначе – мы не народ. Две тысячи лет изгнания лишили нас чувства общей принадлежности. Не помог и земельный надел, вверенный нам 70 лет назад. Tе, кто заселили его и их потомки до сих пор чувствуют себя совершенно чужими друг другу, «кибуц галуйот». И пока не пройдет это чувство – Тора ожидает дня своего получения. Получения у горы ненависти (синá) и отчуждения, пожирающих наш народ…
И что интересно: «дарованная» нам в прошлом веке земля Израиля, как и Тора, тоже ждет, чтобы мы ее получили. С момента провозглашения независимости Израиля прошло более 70 лет. Более полувека назад мы воссоединили Иерусалим. Но это еще не поручительство, не народ, сплоченный, «как один человек с одним сердцем». Да, физически мы вернулись «домой», но внутренне еще не прошли через гору Синай, потому рискуем упустить свой шанс.
Государство Израиль – историческое окно возможностей для еврейского народа. Причем не только для нас, но и для всего мира. Ведь сегодня все человечество превращается в пороховую бочку страстей. А смотрят все почему-то на Израиль – что же происходит там?
Но вернемся к Шавуот. Шавуот – очень светлый праздник. Но вместе с тем, как и все еврейские праздники, он несет призыв к действию. Если бы было достаточно просто взяться за руки и улыбнуться друг другу, мы бы уже давно построили здесь «город-сад», всему миру на загляденье.
Но не все так просто. Нам предоставили землю и возможность жить на ней по-братски, а мы вместо этого живём в постоянной борьбе и склоках, пьем друг у друга кровь в своём желании возвысить себя над другими. Судьба подарила нам уникальный шанс на единство, а мы даже не понимаем, что происходит. Людей душит безразличие и злоба. Секторальная вражда затуманивает разум. Но мы делаем вид, что все нормально. Ничего страшного. Жить можно. За плечами нашего народа такой опыт бедствий, что все эти проблемы кажутся несущественными.
Но мир не стоит на месте, эволюцию никто не отменял. А нас на самом деле медленно, но верно придавливают к горе. К горе собственной ненависти. Изо дня в день она всё явственней нависает над нами. Прямо сейчас.
Но пока мы предпочитаем ее не замечать, Тора нам не нужна. Мы же на своей земле, а не в какой-то там пустыне, верно? Нет. Человек там, где его сердце. В пустыне бесплодных, бездушных отношений. И если мы вдруг обнаружим, что наш эгоизм разрывает нас на куски и захотим избавиться от наших нынешних отношений – вот тогда нам понадобится помощь.
«Номинальный» выход из Египта и заселение своей территории – это еще не все. Главное испытание впереди. Все пути ведут к горе. И только оказавшись под ней, ощутив всю тяжесть взаимной ненависти, захлестнувшей народ, мы поймем что нужно какое-то лекарство. И оно есть! Оно и раньше лежало здесь, рядом, в своей домашней «аптечке», только мы не чувствовали, что больны. Вот почему «вручение» Торы и ее «получение» – не одно и то же.
Лучшее, что мы можем сделать для себя и для мира, – это сплотиться у горы ненависти, горы сомнений, и раскрыть в себе Моше – ту силу, которая тянет (мошех) «наверх», к любви, к счастью, к заботе о ближнем, к взаимному поручительству. Эта сила всегда срабатывает, когда мы вместе.
А мы поймем, что не какие-то там беженцы из Древнего Египта расположились лагерем в пустыне, чтобы принять самый главный в жизни дар. A каждый человек, где бы он ни жил, к какому бы народу ни принадлежал, какую бы веру ни исповедовал, стоит у подножия этой горы. Тут одна национальность – Человек. И сердце – одно на всех.
Аарон Гумник