Пурим – это не только карнавал масок, сопровождающийся рассказом о том, как евреи избегают полного истребления в Персии, спровоцированного царским советником Аманом.
Это не только чтение свитка о мудром Мордехае, который просит свою племянницу Эстер набраться смелости и, используя особое положение любимой жены, убедить царя Ахашвероша отменить указ о уничтожении евреев, дать им возможность защищаться.
Это не только праздник победы евреев, которым удается сплотиться во время надвигающейся угрозы и, объединившись, победить врага, получив при этом уважение и почет при дворе. А также лицезреть публичную казнь злодея Амана и его сыновей.
Это – нечто большее…
– Что же может быть больше, чем рассказ про самоотверженность, смелость, преданность своему народу, – спросите Вы? И вопрос этот будет абсолютно обоснованным.
Немного истории
Однако, приоткрыв занавес истории, можно увидеть огромную сцену, на которой нам представляется множество разноплановых ролей, удивительным образом являющихся рычагами нашего частного и общего развития.
– Какое развитие? – возмутитесь Вы. – Весь мир, раздираемый на части неприятием, злобой и ненавистью, стремительно катится в бездну. И человечество, скорее, деградирует, нежели развивается.
Этому сильному аргументу трудно противостоять. Однако, кто сказал, что «бездна» – это конец? Может это самое что ни на есть начало чего-то нового, необыкновенного, замечательного со всех видимых и скрытых ракурсах. И нам, людям, надо только добраться до точки невозврата, перешагнув границу, разделяющую неприглядную, пугающую иллюзию от сказочной реальности.
– Какая иллюзия, какая реальность? Что за фантазии? – скажете вы. Угроза уничтожения снова нависла над евреями как во времена Ахашвероша. И всем без исключения, вне зависимости от того, родились они евреями или стали ими по убеждению, стоит побеспокоиться о своей безопасности.
На такое заявление трудно найти позитивный ответ, однако, открывая начальные листы еврейской истории, можно заметить, что, собирая группу единомышленников из 70-ти народов мира, праотец Авраам не обещал, что реализация идеи братского единства на основе принципа «возлюби ближнего как самого себя», собравшая их вместе, будет приятной и безболезненной для них и их потомков.
– Какая идея, какие 70-ть народов? Наша родословная тянется от Адама, один из сыновей которого, не задумываясь, убил брата, ради собственного самоутверждения. – Опровергните Вы выше предложенную трактовку еврейской истории.
Общепринятая концепция ничуть не противоречит упомянутой. Принцип «каждый сам за себя» пошлет подальше любую идею. И нас в любой момент может ждать участь Авеля. Так, многие евреи с неприязнью относятся к своим соплеменникам, не желая иметь с ними ничего общего. Некоторые даже мечтают стереть государство Израиль с географической карты, полагая, что этим спасут себя от всеобщей неприязни.
Самое лучшее – это растворится в других народах и спокойно, не утруждая себя наслаждаться текущей жизнью и ждать конца света, – предлагают последние свой вариант капитуляции перед предстоящей угрозой, мечтая о том, что плачевная участь настигнет их после всех остальных.
Можно потратить уйму времени, упрекая их в наивности, обвиняя в недальновидности… Но, кто сказал, что шквал антисемитизма «потопит» евреев? Может, это «спасательный круг», который кидает нам провидение каждый раз, в целях примирения враждующих братьев и сплочения против общего врага? И история праздника ПУРИМ раз в году напоминает об этом.
Давайте же разольем вино по бокалам и вместе, воскликнув Лехаим, выпьем за наше единство и скажем спасибо всем тем кто нас любит.
Ну и не забудем современных последователей Амана, благодаря которым мы объединяемся как единый народ и показываем всему миру пример,как надо относится друг к другу.
Веселого, всем праздника ПУРИМ, дорогие друзья, согревающего теплой радостью и надеждой, что у нашего общего неспокойного настоящего есть доброе продолжение в будущем.
Алла Певзнер