О золотом тельце

Сказано в пятикнижии, что 17-го Тамуза Моше спустился с горы Синай, увидел народ Израиля пляшущим вокруг золотого тельца и разбил первые Скрижали Завета.

Давайте попробуем разобраться, о чём идёт речь?

Будем исходить из того, что Тора — это не историческое повествование. В ней говорится о духовном развитии человека, которое не имеет отношения ни к времени, ни к месту. Поэтому актуально и для нас. Если человек хочет узнать о цели своей жизни, о сути своих страданий, о смысле всего происходящего, он начинает поиск. И Тора может ему в этом помочь. Тора своим особым языком описывает внутренние состояния, которые проходит человек в своей эволюции, на пути к совершенству.

Поэтому вспомним, что народ Израиля, зародившийся в древнем Вавилоне под предводительством Авраама, это не народ в общем понимании этого слова. Это группа людей, представителей разных племён, которые пришли к Аврааму узнать, зачем они живут, как устроен мир и куда он катится. Отсюда и начинается процесс развития. 

Авраам уводит эту группу из Вавилона в землю Кенаан (Кенаан, от слова «ахнаа» – преклонение), а потом в Египет (Мицраим, «миц ра», концентрация зла, эгоизма). Далее следует выход из Египта, выход из под власти эгоизма над человеком в новое желание – «Эрец Исраэль». Эрец – рацон, желание, Исраэль, яшар-кель, прямо к Творцу.

Напомню, речь идет о продвижении человека в своих духовных состояниях, называемых «Кенаан», «Египет», «Эрец Исраэль», а не о географических местах. Есть на этом пути и Конечное море (ям суф, конечное состояние), и пустыня, состояние пустоты, когда человек не видит будущего, и должeн полностью полагаться на Творца. А в общем, всё развивается по замыслу Творения к совершенству. Совершенство – это подобие Творцу, подобие ему по свойствам. Ощущается оно в обществе, живущему по принципу «Возлюби ближнего как себя». В результате эволюции туда придет всё человечество. А на начальном этапе его реализует небольшая группа людей-первопроходцев, народ Израиля. 

Чтобы реализовать принцип «Возлюби ближнего», им нужна методика исправления своей природы, т.е. эгоизма, заботы только о себе. Но как можно любить кого-то чужого как себя? Мы ведь о себе заботимся ежесекундно, a теперь должны ещё и беспокоиться о «ближнем»? 

И вот народ Израиля приходит к горе Синай (Сина – ненависть). Оказывается, что именно из этого состояния нужно получать Тору (ораа, методика) – как работать со своим эгоизмом, чтобы стать подобными Творцу. О Творце сказано, что он – добрый и творящий добро, абсолютная и безвозмездная любовь. И если человек обретает такие же свойства и качества – он становится «человеком» (адам, адамэ – уподоблюсь). А до тех пор вынужден страдать из-за невозможности удовлетворить нескончаемые потребности своей эгоистической натуры. Как грязный кувшин превращает чистую воду в грязную, которую невозможно пить, так и мы – превращаем любовь, исходящую от Творца в конфликты, ненависть и отторжение.

Но посмотрим, что произошло на горе Синай. Моше «восходит на гору», т.е поднимается над своим эго, чтобы получить методику исправления. A народ Израиля даёт клятву – «сделаем и услышим», будем как «один человек с одним сердцем» (это условие получения Торы!). Hо не выдерживает этого и снова опускается в свой эгоизм, т.е. заботу о себе, что логично и понятно. Именно это состояние символизирует «Золотой Телец» – поклонение нашему эго, нашей обычной природе, нашему естественному желанию быть выше ближнего. В таком состоянии не может пребывать любовь. Она удаляется от народа, что и символизирует разбиение Скрижалей.

Получается противоречие. С одной стороны, наша природа – эгоизм, a против природы не попрёшь. С другой стороны, мы должны прийти к совершенству, всеобщей любви и заботе. «Перекуют мечи на орала, не поднимет брат на брата руку» – помните, что сказано у Пророков? И конечную цель изменить нельзя, хотим мы того или нет. Всё развитие неуклонно движется к этой цели, как бы не казалось нам наоборот. Это напоминает растущий плод, вкусный в своём конечном состоянии и горький в процессе созревания. 

Реализовать вышесказанное можно постепенно, сначала в небольшой группе людей «народ Израиля», а далее – распространить на всё человечество. «Ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов» – это тоже из Пророков.

Миссия народа Израиля – продвигать процесс сближения между людьми личным примером. И если человек рождается в этом народе – значит он часть того самого союза, заключенного у горы Синай, «сделаем и услышим». И не может выйти из него, поскольку договор тот закреплен навечно и действует как закон природы, который нельзя изменить.

Так что же нам делать? Искать и учиться заботиться о других! И начать нужно с простого правила, которое описал мудрец Гилель: «не делай другому то, что ненавистно тебе самому. Всё остальное – трактовки, иди и учи»!

Аарон Гумник

 

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.