«Жаботинский – неповторимый и единственный в своем роде в истории еврейского народа»
Анатоль де Минц, французский писатель и политик
О Владимире Жаботинском известно, что он был поэт, публицист, фельетонист, переводчик, полиглот, автор романов «Пятеро». «Слово о полку», «Самсон Назорей». Он автор нескольких пьес – и это еще не полный список его дарований.
Детство и юность
Владимир Жаботинский родился 17 октября 1880 года в Одессе. Его мать родилась в Бердичеве, в этом самом «еврейском» из всех городов царской России. Володя остался без отца в 6 лет, и самые яркие его воспоминания связаны с матерью, сильным и незаурядным человеком. Однажды, в детстве, он задал матери вопрос: «А у евреев тоже будет свое государство?» – на что получил ответ: «Конечно, будет, дурачок». Он никогда не забывал эти слова матери.
После смерти отца, мать Владимира, вместе с двумя детьми, вернулась в Одессу. В дальнейшем Владимир напишет об Одессе: «Я никогда не видел города с такой легкой атмосферой». Он учился в русской гимназии вместе со своим другом Корнеем Чуковским. Способности Владимира к языкам поражали всех. Еще в гимназии он овладел итальянским, английским, немецким, французским, знал латынь и древнегреческий, а также иврит. Благодаря этому уже в 18 лет он становится иностранным корреспондентом газет «Одесские новости» и «Одесский листок» сначала в Берне, а затем в Риме. Он изучал право в Италии и Швейцарии, где также работал газетным репортером. Вернувшись в Одессу, он становится ведущим фельетонистом газеты «Одесские новости». В то время Владимир печатался под псевдонимом «Альталена», что в переводе с итальянского означает «качели». В этот же период написанные им драмы были поставлены в Одесском городском театре.
Принято считать, что еврейские погромы 1903-1905 годов пробудили в Жаботинском еврейское самосознание. Но так ли это? Еще в 1898 году он написал стихотворение «Город мира», в котором были такие строки:
Этот призрак – город Мира,
Это – Мать того народа.
Каждый год она рыдает
Над Сионом небосвода.
И зовет из стран изгнанья
В тихий рай своих полей,
Божьей карой многолетней
Истомленных сыновей…
Эти стихи написал 17-летний юноша, никогда не видевший страну предков, святую Землю, свою историческую родину.
Борьба за создание государства Израиль
При всей любви к литературе целью жизни Владимира Жаботинского стало создание еврейского государства. Жаботинский понимал многое, что не понимали его современники. Еще в 1898 году он произнес пророческое предсказание о том, что конец еврейству в изгнании «положит резня новой Варфоломеевской ночи» и что единственным решением еврейского вопроса является эмиграция в Эрец-Исраэль. «Галут,- писал Жаботинский, – это беда и проказа. Все попытки исправить его, не более, чем иллюзия и самообман». Погромы 1903-1905 годов окончательно привели Владимира к сионизму. Он вступает в еврейскую самооборону и вместе с М.Дизенгофом собирает средства для закупки оружия. В 1904 году он перевел на русский язык «Сказание о погроме» Бялика. Книга Бялика в его переводе переиздавалась до 1917 года семь раз. Жаботинский был избран депутатом 6-го Всемирного сионистского конгресса, последнего, в котором участвовал Теодор Герцль.
Владимир переезжал из страны в страну, из города в город, но неизменно возвращался в любимую Одессу. Последний раз он посетил ее в 1915 году, а потом смог снова вернуться в нее только в своем романе «Пятеро». С начала Первой мировой войны в 1914 году Жаботинский выезжал на фронты в качестве военного корреспондента. После встречи с Йозефом Трумбельдором, Жаботинский развернул деятельность по созданию еврейского полка. В 1917 году он отправился в Лондон, где добился официального разрешения на создание еврейского легиона в составе английской армии, который был отправлен в Палестину для ее освобождения от турецкого владычества. Сам Владимир записался в этот легион в качестве простого солдата. А звание лейтенанта он получил позднее. Во время беспорядков, устроенных в праздник Песах в 1920 году, Жаботинский руководил обороной жителей Иерусалима от арабских погромщиков, за что был приговорен британскими властями к 15 годам каторжных работ. Однако приговор суда вызвал такие бурные протесты и демонстрации, что Жаботинский был освобожден из тюрьмы по амнистии.
В 1923 году было основано молодежное движение «Бейтар» (Союз Иосифа Трумбельдора), которое возглавил Владимир Жаботинский. Цель движения: воспитание молодежи в военно-патриотическом духе. А в 1925 году Жаботинский основывает Союз сионистов-ревизионистов, выступавших за немедленное создание еврейского государства.
В 1928-1929 годах Жаботинский жил в Палестине, редактируя ежедневную газету «Доар айом» и занимался разносторонней общественно-политической деятельностью. После того, как в 1929 году Жаботинский выехал за границу для чтения цикла лекций, британские власти не позволили ему вернуться в страну, и остальные годы он провел за границей. Тем не менее все эти годы Жаботинский готовил почву для создания государства Израиль. Он организовал новую сионистскую организацию (ХАЦАХ), которая занималась независимой общественно-политической деятельностью с целью создания еврейского государства и свободной репатриации в Эрец-Исраэль. Военное крыло в этом движении занимала национально-военная организация ЭЦЕЛЬ, а молодежное движение было представлено «Бейтар». Все эти структуры действовали совместно при организации так называемой алии «Аф-аль-пи». Им удалось отправить свыше сорока судов, доставивших в Палестину десятки тысяч иммигрантов, вопреки запрету британских властей.
Жаботинский никогда не использовал участие в политической жизни для достижения личных интересов. Всегда на жизнь и на хлеб он зарабатывал журналистикой и писательским трудом. Жаботинский писал стихи, романы, рассказы и статьи. Им были переведены на иврит избранные произведения мировой литературы.
4августа 1940 года, во время посещения летнего лагеря «Бейтар» в Нью-Йорке, Владимир Жаботинский скончался от сердечного приступа. В своем завещании он распорядился похоронить его в Эрец-Исраэль, при условии, что соответствующее указание будет дано еврейским правительством. Хотя государство Израиль еще не было создано, он не сомневался, что оно вскоре появится. Это завещание было выполнено только в 1964 году.
Эпилог
Несмотря на то, что Жаботинский был выдающийся личностью, его вклад в создание государства Израиль недостаточно оценен. Да, в Израиле в каждом городе есть улицы, Дома культуры и клубы, которые носят его имя, но о нем самом принято, как бы не говорить. Возможно, это объясняется тем, что Зеев Жаботинский стоял у истоков так называемого «правого» лагеря, а непосредственная работа по созданию государства была сделана представителями «левого» лагеря, которые и сейчас фактически управляют страной, так как в их руках находятся средства массовой информации, Верховный суд и другие важные государственные структуры. Сыграло роль и то, что Жаботинский последние 12 лет своей жизни провел за границей. Между тем, такая «забывчивость» в отношении Жаботинского не простительна. Он был не только талантливым писателем и журналистом, но и обладал предвидением событий, мог видеть то, что не видели другие. Он считал, что евреи должны научиться защищать себя. Не случайно еще юношей он участвовал в создании еврейских отрядов самообороны против погромщиков. Откуда вообще появились эти мысли у литературного юноши из Одессы? Евреи были достаточно униженной и презираемой частью общества в царской России. Но, думаю, в сознании юного Владимира жили образы героев еврейского прошлого: Бар Кохба и макковеи. Он добился создания еврейского легиона во время Первой мировой войны и создания молодежной военно-патриотической организации Бейтар в Палестине. И ведь он не был военным человеком. Да, политик, но не военный, скорее, журналист и поэт. Но он знал, что даже когда государство Израиль будет создано, арабы не смирятся с присутствием евреев на их земле. В своей статье «О железной стене» он писал о том, что арабы отстали от нас лет на 500, и поэтому ни о каких цивилизованных переговорах не может идти речь. И не помогут никакие подачки с нашей стороны (что мы сейчас и видим: деньги, которые дает палестинцам Израиль, идут на строительство туннелей и ракеты, а лозунг «мир в обмен на территории» давно провалился). Нужна «железная стена», – писал Жаботинский, – чтобы арабы поняли, что невозможно через нее проникнуть. Только в этом случае возможен диалог между сторонами.
Я хочу закончить эту статью словами Бенциона Нетаньягу, историка и отца Биньямина Нетаньягу: «Величие Жаботинского в том, что он произвел революцию, внеся идею сопротивления в наше мышление, нашу мораль и наше восприятия себя среди других народов. Он учил наш народ, забывший, что такое сопротивление, науке и умению сопротивляться».
Нина Рождественская
так пророчески в эти времена это звучит… спасибо. Идею сопротивления в наше мышление, нашу мораль и наше восприятия себя.( КАК ЖЕЛАНИЯ ПОЛУЧАТЬ ТОЛЬКО РАДИ СЕБЯ) будем надеется что новая эпоха как раз покажет нам что мы достойны земли Израиля…