Искусство воспитания. Пётр Столярский

Моя педагогическая деятельность была светлым путём всей моей жизни. (Петр Столярский)

Таланты — миру

Апрель 1937.

Громкий гудок паровоза торжественно объявил о прибытии поезда. Динамики на вокзале звонко откликнулись. Прохладный воздух с запахом паровозного дыма и атмосфера радостного ожидания на перроне.
Москва встречала участников международного музыкального конкурса, проходившего в Брюсселе под патронатом королевы Бельгии Елизаветы.

Первый приз завоевал Давид Ойстрах. Третью премию получила Елизавета Гилельс, а четвёртое место занял совсем юный, 14-летний Борис Гольдштейн. Шестой премии из семи присуждавшихся удостоился Михаил Фихтенгольц. Почти все лауреаты — из одной страны! Это стало настоящей сенсацией в музыкальном мире. 

Своим триумфом они обязаны Петру Соломоновичу Столярскому.
А ведь сам он не был концертным исполнителем. Его талант заключался в другом…

Рождение педагога

Ноябрь 1881. 

Повозка медленно тащилась по разбитой дороге. Возница клевал носом; иногда, подпрыгнув на ухабе, он просыпался и оборачивался к пассажиру: «Эй, малой! Ты как? Держишься?» — и десятилетний Пейша утвердительно кивал: мол, я в порядке. А сам дрожал от холода. Завёрнутая в ткань скрипка прижата к груди. Ощупал смычок… всё цело. Усадьба помещика уже близко. Там он выступит; после его отведут в людскую, дадут еду. Как прислуге… От этих мыслей стало грустно.

Чтобы отвлечься, начал напевать про себя нигун, который слышал от мамы. Мелодия давала ему ощущение, что… это не навсегда, надо только немного потерпеть. «Просто выйти и сыграть… — уговаривал себя. — Семье нужны деньги, — вздохнул, — а богачам нравится слушать приятную музыку в исполнении такого маленького мальчика».

Вот он сейчас будет играть, а они — кушать, выпивать и болтать, а в перерывах показывать на него пальцем, как на диковинку… Пейша почувствовал, что это неправильно. 

«Ведь музыка — она же не только, чтобы развлекать. В ней есть что-то ещё…» — размышлял Столярский-младший. Вспомнил, как папа говорил: музыка меняет настроение, возвышает душу. 

«А что, если я буду учить других ребят играть на скрипке? — пришла мысль. — Но не просто, чтобы они могли прокормиться. Да, да! Расскажу им, какая это сила — музыка!» — воодушевился юный Пейсах. 

В том же году он начал давать уроки. 

Проводник в мир искусства

Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь. Плутарх

Педаго́г (др.-греч. παιδαγωγός — «тот, кто ведёт (воспитывает) детей, детово́д», от παις, παιδος — «ребёнок, дитя» αγωγος — «ведущий». (Википедия)

Канифоль очень вкусно пахла… Мальчик бережно гладил пальцем смычок и поглядывал на отца, музыканта-клезмера, который готовился к выступлению. 

Шломо заметил взгляд сына, подошёл, провёл рукой по золотистым кудрям — таким же, как у деда.

— Пейсах, ты же помнишь наше главное правило, о котором я тебе говорил? 

Тот кивнул и произнёс: 

— Возлюби ближнего, как самого себя. 

Столярский-старший одобрительно качнул головой.

 — А что это значит? — вдруг спросил ребёнок.

 — Вот как я люблю тебя. Ты же чувствуешь это?

Пейша обнял папу.

Пётр Столярский чувствовал, что способен… «зажечь» ученика. Помочь ему открыть для себя высокое свойство музыки:

Проникать в самую глубину сердца человека. 

Чтобы оно отозвалось на призыв соблюдать главное правило — «возлюби ближнего».

Как он работал с юными дарованиями?

1. Чувствовал, слушал и слышал ребёнка 

К 3–5-летнему малышу, только начинающему обучение, отношение было очень бережным, никакого принуждения… В классе на полу всегда лежали игрушки. Ребёнок мог спокойно играть и наблюдать за детьми вокруг. Со временем, естественным образом, у него пробуждался интерес к инструменту. 

Ведь человеку свойственно впечатляться и брать пример с других…

И тут учитель показывал, как надо держать скрипку и смычок. 

«Я противник того, чтобы сразу же давать скрипку в руки. …ребёнок начинает знакомиться с нотами и некоторое время напевает их … под моим непосредственным руководством. Лишь после этой подготовительной стадии переходим к работе с инструментом. Но ещё долгое время будущие скрипачи играют «беззвучно», т. е. со смычком без канифоли, …чтобы избежать отталкивающих, раздражающих слуховых впечатлений…».

Лишь убедившись в правильности постановки рук всегда индивидуальной профессор «давал добро» на настоящую игру, хоть и под неусыпным контролем его ассистентов.

2. Создавал правильное окружение

С раннего возраста дети попадали в «питательную среду», в которой расцветал их природный дар. «Во всех комнатах его квартиры толпились возбуждённые и радостные малыши, а в коридорах сидели мамаши, ожидавшие своих вундеркиндов и с невероятным оживлением обсуждавшие чисто профессиональные, скрипичные проблемы». (Д. Ойстрах).

В школе царила такая атмосфера, что все тянулись за лучшими учениками. Наблюдали за их игрой, перенимали технику, штрихи. Показывали друг другу, как добиться определённого звучания. Развивались вместе, учились у своих сотоварищей, а не только у преподавателей. 

И даже на каникулах будущие виртуозы собирались вместе — например, три скрипача и два пианиста — и оттачивали приобретённые навыки. Поддерживая друг друга в желании… мастерства.

3. Вселял в ученика уверенность в нём самом и в его силах

Профессор умел убедить своих учеников, что они невероятно талантливы и имеют все шансы стать великими музыкантами. «Пётр Соломонович обладал каким-то гипнотическим свойством, заставлявшим поверить в себя, в свои способности и в необходимость продолжать занятия». (И. Ойстрах).

 

4. Показывал, что служение искусству — само по себе награда

Наступал момент, когда ученика допускали к занятиям с профессором. Юный скрипач переступал порог профессорского кабинета — и оказывался… в храме искусства.

При виде обстановки его невольно охватывал священный трепет: два блестящих рояля, рядом с ними — пюпитр из чёрного дерева, инкрустированный перламутром. Вдоль стен — шкафы с огромным количеством разнообразных нот… Бронзовые бюсты великих композиторов и фотографии знаменитых музыкантов с дарственными надписями. Это — особенное место, где недостаточно просто играть на инструменте, а надо доказать, что ты недаром удостоился высокой чести. «…Настойчиво воспитывал в ученике понимание того, что работа с инструментом, труд сам по себе — это счастье, ценность твоей жизни». (Д. Ойстрах). 

Академический концерт школы проходил в Большом зале Одесской консерватории. Печатались афиши; перед дверью ставился щит с указанием того, кто и что играет, чей класс. Этому событию придавалась повышенная значимость. Сам Столярский важно входил в зал, в парадном костюме, с орденом Трудового Красного Знамени на груди. За ним шли педагоги, пианистки-аккомпаниаторши в мехах и длинных туалетах и целая стая ассистентов.

5. Побуждал к отдаче обществу

Пётр Соломонович настаивал на том, чтобы его воспитанники как можно чаще выступали на публике, учились ценить аплодисменты и цветы. «Каждое занятие превращалась фактически в концерт. Почему? Потому что в классе был подиум… и обязательно сидел кто-то, слушал, …в том числе очень именитые … музыканты, … дирижёры приходили в класс Столярского слушать его учеников». (М. Фихтенгольц).

Поощрялись выступления на семейных праздниках, начиная с первого класса, а Одесский Городской сад часто становился концертной площадкой для учащихся школы Столярского. 

Созданный им первый в мире детский симфонический оркестр был его гордостью. Он лично им дирижировал и возил на смотры юных талантов, на встречи со слушателями в библиотеках, театрах, на заводах и фабриках, в казармах, восхищая публику слаженностью игры, когда «тщательно выверен каждый звук, согласован каждый взмах смычка».

«Его целью было как можно раньше пробудить в ребёнке артистические качества, с раннего возраста привить ему профессиональное отношение к работе». (Д. Ойстрах). 

6. Убеждал на собственном примере, что надо вкладывать душу в свой труд

Обучение музыке было страстью Петра Соломоновича, смыслом его жизни. Всегда в нём чувствовалось какое-то необыкновенное оживление, какое-то внутреннее напряжение и счастье, радость от занятия любимым делом. Он мог часами стоять перед детьми на коленях, ибо именно с такой «позитии» (так Столярский произносил это слово) ему удобнее было наблюдать игру и исправлять ошибки.

Живым, образным языком помогал учащимся вникнуть в дух сочинения: «Деточка, сыграй мне эту фразу, как вкусный борщ!».

«Рисовал» словами целые картины, создавая яркие образы: «Как вы играете эту вещь! Где мягкость? … Где сладость? Представьте себе, что ваша мама Розалия Иосифовна сварила своё знаменитое варенье из черешен, и вы ожидаете, что сейчас будете его кушать. У вас даже текут слюнки. Вот как надо играть эту вещь! Предвкушая!» (Константин Паустовский, «Время больших ожиданий»).

Объяснял своим ученикам, что одного только технически правильного исполнения недостаточно: «Ты играешь верные ноты, с чистой интонацией, с правильными штрихами и темпом. Но всё звучит плохо и скучно. В чём тут дело? А в том, что надо что-то от себя такое придумать, чтобы твоя игра была интересной и выразительной, чтобы она производила хорошее впечатление на слушателя». 

Вот как этот принцип воплотился в игре его любимого ученика. 

Молодой Давид Ойстрах готовился к своему первому конкурсу и, естественно, нервничал. Но его педагог Столярский переживал ещё больше:
— Додик, ты же можешь сыграть лучше!
— Наверное, могу…
— Так чего же ты ждёшь, чего?
— Конкурса.
— Ой, ты дождёшься!
Так продолжалось изо дня в день. Но однажды, когда Ойстрах в очередной раз сыграл учителю программу, Столярский упавшим голосом произнёс:
— Ой, Додик, ты мене сегодня возмутил! — отвернулся и заплакал, закрыв глаза рукой.
— Неужели так плохо?! — в ужасе спросила будущая знаменитость.
— Ой, нет, Додик. Ты мене возмутил на ДА!

Искусство служения 

Его педагогика – то, чем должно гордиться мировое искусство. Жак Тибо о П.С. Столярском

Квинтэссенция творчества Баха в исполнении Игоря Ойстраха — представителя следующего поколения воспитанников Столярского.

Как нигун, который словно расходится волнами, кругами, и звучит в нас, возвращая к истокам души, в правильное исходное состояние, так и школа Столярского, его педагогический метод живёт в его учениках и в учениках его учеников.

Дотронуться до сердца. Вдохнуть любовь. Разжечь огонь жизни. Дать силу и уверенность. Служить людям с радостью. Вот задача человека

Каждый человек — скрипка в руках природы, на которой исполняется единственно верная мелодия.

Мы — её инструмент, с помощью которого она себя выражает и действует в мире. 

Этому учил Столярский.

«… в детские годы главное влияние на меня оказывал мой профессор, … Пётр Соломонович Столярский. Он был не только замечательным музыкантом и педагогом, но также необыкновенной души человеком… А это чрезвычайно важно именно в детском возрасте, когда ребёнок нуждается не только в руководителе музыкальном, но … и в воспитателе человеческих качеств. … И я думаю, что целая плеяда скрипачей, вышедших из его школы, обязана ему как своим музыкальным развитием, так и … любовью к труду, высоким чувством долга, которые он сумел привить…».  (Д. Ойстрах). 

Среди известных учеников великого педагога — Натан Мильштейн, Оскар Фельцман, Самуил Фурер, Борис Фишман, Альберт Марков… 

Мировое скрипичное исполнительство продолжает развиваться на заложенном им прочном фундаменте. Вот сколько «внуков» у Петра Соломоновича по линии только одного его «сына» — Давида Ойстраха: Виктор Пикайзен, Эдуард Грач, Семён Снитковский, Роза Файн, Ольга Пархоменко, Олег Крыса, Олег Каган, Михаил Секлер, Валерий Климов, Лиана Исакадзе, Гидон Кремер…

Искра Долина

Присоединитесь к обсуждению

1 Comment

Оставьте свой комментарий
Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.