Что же там произошло?
Есть несколько вариантов представить себе драму, произошедшую между фараоном и Моисеем в библейском Египте. Одни считают это историей, другие называют фольклором, а третьи видят аллегорию, способ учить нас морали. Еврейские мудрецы – знатоки Торы и каббалы, совершенно по-другому рассматривает историю исхода народа Израиля из Египта, и видит это как процесс, ведущий к определяющему моменту в жизни каждого человека: к освобождению от эгоизма и переход в новую реальность, где забота о себе – вторична, а забота о других – первична.
Вот почему в наши дни, когда эгоизм стал нашим единоличным правителем, так важно знакомиться и вводить концепции мудрости наших древних источников и каббалы, поскольку только забота о других не даст миру разлететься на части.
В древних каббалистических текстах Фараон олицетворяет эго, нашу склонность сосредотачиваться на себе и стремиться к превосходству над другими. Период, в котором находится человечество сегодня, действительно является периодом «фараонов», когда на первый план выходит эгоизм людей. Он контролирует нашу жизнь, организует ее, и нам некуда бежать от его контроля. Даже когда мы понимаем, что для нас нехорошо позволять фараону править и порабощать нас, мы выбираем «хлеба и зрелищ», поскольку чувствуем себя беспомощными в мире всеобщего наслаждения и эгоизма.
Но постепенно внутри нас формируется осознание того, что наша жизнь не такая, какой должна быть. Постепенно мы понимаем, что бесконечная охота за удовольствиями в итоге оставляет нас пустыми. Мы рождаемся, взрослеем, устраиваемся на работу, возможно, делаем карьеру, заводим детей, стареем, болеем и умираем… Почему мы проходим эти циклы, если в конце концов мы умрем и перестанем существовать? Зачем тогда вообще рождаться? Маленькие удовольствия, которые мы испытываем в жизни (если они у нас вообще есть) облегчают часть постоянной боли; ведь если жизнь заканчивается, и от неё ничего не остаётся, то какой тогда смысл в нашем существовании, и какова цель страданий?
Сегодня всё больше и больше людей начинают задавать эти вопросы, а это признак того, что мы начинаем не соглашаться с властью фараона-эгоизма и его управлением нами. Это новый взгляд на жизнь, начало появления Моисея внутри нас, который хочет вытащить нас из оков эгоизма и избавить от метафорической эгоистической страны под названием Египет.
Каббала не трактует исторических событий древности, которые происходили с народом Израиля в Египте. Каждая персона в драме – это духовные силы внутри нас, а каждая земля – это своего рода желание. Египет олицетворяет желания потворствовать своим слабостям, сосредоточиться на себе, в то время как Израиль олицетворяет желание отдавать, заботиться о других, соединяться с их сердцами. Обе «земли» существуют в каждом человеке; поэтому каждый может выбрать, кому сочувствовать: или земле Египта – эгоизму, или земле Израиля – дающей и заботящейся о других.
Тот, внутри кого начинает расти Моисей, ощущает наше пребывание в Египте как давящее и угнетающее.
Стать свободным – освободиться от эгоизма
Пасхальная история говорит о том, что народ Израиля находился в Египте в изгнании, и это означает пробуждение желания освободиться от оков эгоизма. Но фараон – сила и ядро эгоизма – не позволил им выйти на свободу. Постепенно сила Моисея внутри нас, набирая мощь и влияние, заставляет все удовольствия, предлагаемые эгоизмом, видеть и воспринимать бессмысленными и безвкусными. Дело не в том, что мы отказываемся от богатства и переходим в лохмотья, а в том, что те же самые богатства, которые раньше казались такими приятными, кажутся бессмысленными и не содержательными, и мы теряем всякую радость от их обладания. Мы начинаем ощущать все это как пустоту и голод, обнаруживаем в себе отсутствие каких либо других удовольствий. Более того, поскольку мы еще не свободны от эгоизма и продолжаем все еще служить ему (хотя уже больше не хотим этого), мы чувствуем себя рабами – людьми порабощенными фараоном.
В современном мире так себя чувствуют многие тысячи людей. Чаще всего это молодые люди, выросшие и наблюдающие образ жизни своих родителей, и совсем не желающие его повторять. Они не находят радости и удовольствия от такой жизни, но также не видят удовольствия ни в чем другом. Вот почему многие из них обращаются к злоупотреблению психоактивными веществами, чтобы забыться, или к экстремальным видам спорта, или насилию. Они лихорадочно ищут то, что будет их волновать и давать повод продолжать жить. Эти молодые люди не неудачники и не глупцы. На самом деле они очень умны и честны с собой. Они не могут преследовать цели, которые не кажутся им стоящими.
Этот переходный период, в котором мы находимся, может оказаться долгим и болезненным. Борьба между Фараоном и Моисеем происходит внутри каждого из нас, но она также имеет социальные, национальные и международные разветвления. Библия описывает время колебаний (идти ли путем Фараона или Моисея) как десять египетских казней. Но, в конце концов, эго, а именно фараон, сдается. Сейчас мы приближаемся к этой точке выбора на глобальном уровне. Мы можем выбрать: или испытать на себе язвы и страдания, или мы можем выбрать путь Моисея прежде чем эти язвы настигнут нас.
Мы знаем, что в итоге Моисей победит, и мы построим единое общество, в котором люди будут заботиться друг о друге. Следовательно, чем раньше мы пойдем в этом направлении – тем быстрее мы достигнем этого идеального состояния и избежим бедствий Египта. Пришло время сделать выбор, по какому пути идти: в землю Египетскую и страдать, или в землю Израиля, страну единства и любви.
Леа Исраэли