Любые «нормальные» родители любят и дорожат своим ребёнком. Это разумно предусмотрено природой, таков закон жизни и эволюции, продолжение существования вида. Мы наблюдаем заботу о потомстве у домашних животных, словно они перенимают у людей их образ жизни. В дикой природе мы часто встречаем «исключения из правил» родительской любви, особенно у самцов, некоторые из них воспринимают своих отпрысков в качестве лёгкой добычи. С виду такие интеллигентные цапли могут равнодушно смотреть, как хищные птицы уносят их птенцов, да и сами беспрепятственно разоряют гнёзда других птиц. На этом фоне безобидными кажутся кукушки, которые подбрасывают своих птенцов в чужие гнёзда.
«Человеческие» мамы тоже бывают разные. В основном, у всех народов они ухаживают и стараются правильно воспитать своих детей. Еврейские мамы выделяются в этом ряду особым отношением к своему чаду. Недаром они являются объектами трогательных песен, незлобивых шуток, анекдотов и историй о готовности к самопожертвованию ради детей. У всех народов любят мам, а мамы — своих детей, но почему-то о них не сочиняют анекдотов. Чем же так уникальна еврейская мама?
Конечно, в анекдотах материнские чувства доведены до комизма, иногда до чёрного юмора. На деле все понимают, что в основе лежит безоглядная любовь к своему дитяти. В этой любви есть всё: ревность, желание быть нужной, стремление передать свой опыт. Первейшая «головная боль» еврейской мамочки — был бы сынок накормлен. В вопросе пропитания все творения от низших до человека пользуются дарами природы, которая позаботилась, чтобы у каждого вида был свой деликатес. Многие, вероятно, наблюдали птенцов с разинутыми клювиками, требующими еду нетерпеливыми криками. И уже летит их мама с букетиком червячков в клюве.
Еврейская мама уверена, что только сытый ребёнок может быть здоровым. Ложечку за маму, за папу и всех родственников, ещё ложечку, и ещё одну. Кормит супом и приговаривает: съешь ещё ложечку реденького (может ребёнок уже устал жевать гущу). Сын уже совсем взрослый, уже женился, а забота о его сытости перерастает в болезненное беспокойство.
— Знаете, почему на еврейской свадьбе жених не может поцеловать невесту?
— Почему?
— Потому что рядом с женихом сидит его мама и все время твердит ему: «Кушай! Кушай!»
Только сытый и здоровый ребёнок будет хорошо учиться и станет гордостью матери.
Еврейская мама ведёт за руки двух мальчиков. Их встречает знакомая:
— Здравствуйте, Сара Абрамовна. Какие милые крошки! И сколько им лет?
— Гинекологу шесть, а юристу четыре.
Своего ребёнка оставить без музыкального образования, значит лишить его собственной радости в жизни и возможности радовать маму.
Молодая еврейская мама с ребенком на приеме у психиатра: — Доктор, посмотрите, пожалуйста, что с моим мальчиком. Ему уже три с половиной года, а он еще не умеет играть на скрипке!
Образование ребёнка у евреев входит в систему воспитания, а система воспитания своими корнями обязана Торе, а Тора — «семейному клану» родоначальника еврейского народа — Авраама. Его основное свойство — Хесед. На иврите само слово «хесед» представляет собой систему, потому что оно — своеобразное непереводимое соединение свойств: доброты, человеколюбия и милосердия. Прародитель еврейского народа познал единственность Творца, управляющего миром: каждым явлением, каждой травинкой и желанием. Аврааму открылось, что это управление определяется любовью к своему творению. В это же время в Вавилоне стали рушиться связи между людьми, росли непонимание и ненависть. Познав Всевышнего, Авраам поспешил донести это знание вавилонянам. Он обучал мужчин, а его жена Сара — женщин. Гостеприимство, доброта и любовь семейной пары покоряли людей. Поверившие Аврааму пошли за ним в землю Кнаан, обещанную ему и его потомкам. Они стали семьёй, потомки которой впоследствии, испытав рабство и жажду свободы, заслужили получение Торы. Так, у евреев укоренилось семейное воспитание в любви, которой учит Тора. Основная роль в воспитании детей в семье отводится матери.
У женщины существует более тесная связь, чем у мужчин, с высшим управлением. Можно предположить, что это связано с её ролью материнства, она находится в постоянной заботе-молитве, чтобы родить здорового малыша. В одной из величайших книг еврейского наследия — книге ЗОАР, таинственной, закодированной и одновременно откровенной, сказано: — «трое участвуют в создании человека: Творец, отец и мать».
А, возможно, что женщины стремятся исправить «грех Адама», ведь на Хаве (Еве) лежит частичная вина в соблазнении Адама и разбиении некогда общей души. Примером для исправления служат жёны Авраама, Ицхака (Исаака) и Якова – Сара, Ривка, Лея и Рахель. Ими были заложены основные принципы взаимоотношений в семье, в любви родителей к детям и детей к родителям. Не всегда такие отношения царили между братьями, но праведниками становятся после прегрешения и последующего исправления. Творец «любит праведных» и потому бывает строгим к ним, как любящий отец.
Система воспитания достигла вершин гармонии во времена царств. Строительство Храма — основного объединяющего духовного центра, а также все государственные структуры и суды соответствовали указаниям Торы. В Храм, особенно по праздникам (3 раза в год), стекался народ. Они приносили первые плоды выращенного урожая, жертвоприношения и другие дары. Все мероприятия были общими. Учёба, молитвы и трапезы в Храме сопровождались песнопениями и восхвалениями Дарующему блага. Храм был центром связи между евреями и их связи с Всевышним. Дети воспитывались в такой атмосфере и с самого рождения естественным образом знали о Творце и его Торе.
Согласно Торе, взрослый сын должен создать свою семью и «прилепиться» к жене. Родители не вмешиваются и по необходимости оказывают помощь молодой семье. Каббалист Барух Ашлаг (Рабаш) озвучил простую вещь, которая требуется от родителей взрослого сына в нашем поколении: — «закрой рот и открой карман». А дети должны проявлять заботу о родителях, это их обязанность, как составляющая духовного взросления.
Конечно, мир менялся, Израиль не смог удержаться в рамках своего государства, в идеологии любви к ближнему. Захватническая политика соседей влияла на отношения между евреями. Римляне начали преследовать еврейских мудрецов и несогласных с требованиями новой власти. Некоторые евреи подчинились властям, а попытки сопротивления в условиях вражды между евреями не принесли успеха. Началось изгнание и вынужденное рассеяние евреев по всему миру.
Современная еврейская семья в диаспоре удалена от эпохи Храма двумя тысячелетиями. Она частично сохранила традиции и принципы, заложенные праотцами, так как не может «ветвь» оторваться от корня, чтобы не засохнуть. Есть семьи, частично или полностью ассимилированные в странах рассеяния. Они влились в общую гонку потребительского отношения к жизни. Именно вне обетованной земли родились анекдоты о еврейской маме и взаимоотношениях в семье. Евреи занимаются самобичеванием в этих шутках, утрируют ситуацию. Но всегда, даже в самые трагические периоды Холокоста, мамы в первую очередь старались спасти детей. Если собрать вместе рассказы спасённых, получился бы многотомник.
Женщины должны равняться на наших праведниц, на их мудрость и скромность. Их роль, возможно, не проявляется внешне, но преданность и самоотверженность в нужный момент ломает все преграды к воссоединению семьи. Наши праздники посвящены спасению от угрозы уничтожения, благодаря таким женщинам.
Поднявшиеся в Израиль евреи (олим) получили возможность и обязанность укрепить отношения в единой семье согласно основному правилу Торы — любви к ближнему. Потому они — «поднявшиеся», что должны достичь уровня Храма. Тогда не останется своих или чужих детей. Еврейские мамы будут их любить, как любят и жалеют сейчас защитников страны. Еврейские мудрецы и каббалисты, знатоки внутреннего смысла Торы, объясняют, что единство Израиля спасёт весь мир. Как написано у пророка Йешаягу (Исайя): «народы мира принесут сыновей Израиля на своих плечах в Иерусалим». Насколько скоро объединятся братья, во многом будет зависеть от еврейской женщины — матери и жены.
Дора Бояровская