Среди множества противоречий в израильском обществе одним из самых сложных является спор между теми, кто хочет видеть Израиль как национальное государство для всех его граждан, и теми, кто хочет определить его как национальное государство исключительно для евреев.
Постоянно углубляющаяся пропасть между ними кажется непримиримой. Есть способ решить эту проблему таким образом, чтобы это принесло пользу обеим сторонам, но для этого мы должны возродить изначальный дух иудаизма.
Маймонид пишет в «Мишне Тора», что в древнем Вавилоне Авраам открыл, что в природе существует и действует одна единая сила, но она разделяется на две противоположности: день и ночь, зима и лето, холод и жара, мужчина и женщина и т.д. Он также обнаружил, что противоположности, исходящие из единого источника, дополняют друг друга и вместе создают нашу реальность, поддерживают ее баланс и гармонию. Мы ощущает это каждый день, каждую минуту. Это наш мир.
В те дни Вавилон находился в состоянии напряженности и социального кризиса, и среди его жителей росли ненависть и насилие.
В книге «Пиркей де рабби Элиэзер» подробно описаны конфликты, которые наблюдал Авраам: «Они, как и раньше, хотели говорить на языке друг друга», но «они не знали языка друг друга. Что они сделали?» – спрашивает книга: «Каждый взял свой меч и дрался друг с другом до смерти… «Полмира умерли там от меча».
Когда Авраам представил свою идею о том, что различия, заложенные в природе, дополняют друг друга, а не конкурируют друг с другом, многие люди в Вавилоне приняли это, и Авраам начал собирать последователей. Постепенно вокруг него объединились люди со всего Вавилона. Авраам покинул Вавилон и направился в Ханаан, и по пути к нему присоединилось еще больше людей.
Исаак и Иаков, продолжает Маймонид в своем описании в «Мишне Тора», пошли по духовным стопам Авраама. Под их руководством люди стали нацией, объединенной идеей, что противоположности дополняют, а не конкурируют.
Это были предки народа Израиля. Это были люди, происходившие из бесчисленных племен и наций, не заботящиеся друг о друге, не имевшие отношений или сходства друг с другом, но верившие в догмат о том, что противоположности скорее дополняют, чем конкурируют, и в этом секрет жизнеспособности и гармонии природы; это секрет жизни.
В конце концов, их стали называть евреями по двум причинам:
первая – «эвер», «иври» означает «переход». Ведь они перешли от ненависти к любви;
вторая – «йеуди» – от слова «йихуд» – связь, единство.
Достигнутое евреями единство над противоположностью сделало их нацией и дало им силу.
Со временем евреи часто теряли свое возвышенное восприятие. Когда их одолевали соперничество и враждебность, они становились разделенными и слабыми, а другие народы завоевывали и истязали их. Когда они восстанавливали свое единство над противоположностями, они возвращали свою силу, и другие народы почитали их.
В настоящее время мир ненавидит нас, потому что вместо демонстрации того, как дополнять противоположности, мы экспортируем разобщенность, несогласие, противостояние. Если мы хотим, чтобы воцарился мир, мы должны личным примером, опираясь на наследие наших мудрецов, выстроить модель единства, то, что изначально определило нас как народ.
Только если мы поймем, что никто не выиграет в споре по поводу определения Израиля как национального государства для всех его граждан или только для евреев (поскольку мы призваны дополнить эти противоположности, а не выиграть спор), только тогда мы сможем заключить мир между собой. И когда мы это сделаем, мы обнаружим, что мир приветствует нас и принимает идею единства над разделениями.
Привести мир в такое состояние – это наша обязанность, наша функция, выполнив которую мы в полной мере сможем называть себя евреями, народом Израиля.
Леа Исраэли