Фрейд и Адлер. Евреи, которые перевернули мир

«Каждый поступок человека продиктован неугасимым желанием наслаждения», – сказал основоположник психоанализа Фрейд. Однако ему противоречил его собственный ученик Адлер, перевернув точку зрения с биологической на общественную, он заявил, что людьми управляет стремление к совершенству. Это разногласие положило начало глубокого раскола между двумя психоаналитиками. Впрочем, истина, как  правило, находится посередине.

Принцип получения удовольствия господствует в мире

На этом утверждении базируются все труды гениального Зигмунда Фрейда. Он выдвинул теорию, что человеком управляют его первородные инстинкты и успешно доказал ее. Он первым начал использовать лечение разговорами. Пациенту предлагалось расслабиться, принять удобную позу и говорить все, что приходит в голову. И всякий раз больной начинал рассказывать о психологической травме пережитой когда-то. В результате такой терапии душевные страдания ослабевали, и человеку становилось легче. В своей книге «Этюды по истерии» Фрейд подробно рассказал о данной идеи и расписал этапы работы.

Это стало революцией в медицине. Общественность недоумевала: Как врач, гений, почти небожитель, может часами выслушивать бред сумасшедшего?! Однако, результаты были поразительны,  появлялось все больше случаев полного исцеления.

Научный труд «Трактование сновидений» положил начало революционно – новому способу лечения душевных болезней – психоанализу. «Сны не бессмысленные картинки, а зашифрованные переживания, случившиеся в раннем детстве. Там скрывается примитивное желание, продиктованное похотью и ненавистью. Нечто вроде первородного греха», – говорил Фрейд. Он считал, что правильное трактование снов может стать ключом к исцелению.

Так  зарождалась новая медицина.

Человеком движет стремление к совершенству

И когда все вокруг уже согласились с теорией Фрейда, появилась другая идея.

«В каждом из нас есть врожденное чувство к сотрудничеству, дружбе, любви, творчеству. Лучшие моменты жизни связаны именно с этими переживаниями», – эту противоположную точку зрения высказал другой психоаналитик, современник и ученик Фрейда – Альфред Адлер. Он не пожелал считать основой личности сексуальное желание.

Родился Адлер в небогатой еврейской семье. С детства отличался слабым здоровьем. В зрелом возрасте, будучи уже врачом, он вспоминал случай, когда трехлетним ребенком Адлер принял решение никогда не испытывать чувство ненависти. Это произошло в результате конфликта со старшим братом. Тогда маленький Адлер страдал рахитом, и каждое движение причиняло ребенку боль, а он хотел так же играть и резвиться, как его здоровый и счастливый старший брат. И когда тот обидел его, Адлер испытал такую ярость, бессилие и злость, что с ним случился приступ удушья. Уже тогда он смог сделать вывод и осознать всю безысходность и тупик, в которые приводят негативные переживания.

Изначально, говорил Адлер, многие дети испытывают комплекс перед «всемогущими» взрослыми. Развитие характера зависит от того, какой способ его компенсации выберет личность. Например, один великий греческий оратор страдал в детстве дефектом речи, а многие прославленные полководцы были маленького роста.

Социальный интерес, развитие творческого Я –  вот основные принципы теории Адлера. Среди его трудов можно отметить «Смысл жизни», «Постижение человеческой природы», «Наука жизни» и т.д..

«В основе личности лежит не жажда удовольствия, не сексуальный инстинкт, но стремление к совершенству, к всемогуществу. Образцом, на который направлена личность, ее целью является общественная задача», – говорил Адлер.

Две стороны одной медали

Так обнаружились и вступили в конфликт две теории, две стратегии, которые позже приобрели не только медицинское, но и идеологическое и политическое звучание.

Как, работая вместе, ученые могли прийти к столь разным выводам?

Более детальный анализ двух подходов показывает, что и биологическая и социальная составляющие личности играют важную роль в становлении и развитии психики человека и человечества.

Это словно две линии – правая и левая, которые необходимо объединить в среднюю. Стремление к наслаждению – это и есть стремление к совершенству. Только не за счет других, а, напротив, исходя из сотрудничества, взаимной поддержки и ответственности и, таким образом, достигая синергии.

Объединив две крайности, человек, в своей животной природе обретет основу для будущего творчества. Осознав себя интегральной частью общества, главной задачей индивида будет создание гармонии в системе, в которой он существует вместе со всеми. В результате это и даст возможность выйти за рамки своей ограниченной природы. Приподнимаясь от Я к МЫ.

Т. Юлаева

 

Присоединитесь к обсуждению

1 Comment

  1. says: Victor

    Браво. Кратко и о главном, потому почти гениально. Однако перевод Адлера наверное не точен. Всемогущество -да, но не совершенство как безукоризненность. Потому-то Ш.Фурье полагал важнейшей из всех страстей – страсть выделится, приподняться над окружающими. По Ф.Энгельсу – “великая социальная теорема Фурье”.

Оставьте свой комментарий
Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.