Еврейская свадьба

«Холостой человек – полтела», – говорят евреи и вкладывают глубокий смысл в заключение брачного союза. Создание семейных уз – это реализация замысла Творца, суть которого: стремление к совершенству и воссоздание цельности человека. Как написано в Талмуде: «Мужчиной и Женщиной ОН сотворил их и назвал имя ЧЕЛОВЕК». А мудрецы говорят, что не может считаться полноценным ЧЕЛОВЕКОМ тот, кто не обрел свою жену.

Наука каббала ставит модель семьи в основу системы мироздания, как частное и целое. Древнейшее учение повествует, что во Вселенной действуют две силы, два начала – мужское и женское – Зэир анпин и Нуква. И только объединившись, они способны породить новую жизнь, следующую ступень развития.

Духовные корни ритуала

История свадебной традиции евреев насчитывает порядка 4000 лет и имеет высокий духовный корень. Это событие уподобляют Дарованию Торы на горе Синай, где и произошло единение Бога и Израиля. «Я буду помнить тебя, доброту твоей юности, любовь той поры, когда была ты невестой и пошла за Мной в пустыню, землю незасеянную», – говорит Творец, обращаясь к своему народу, – «Я обручу тебя Мне навеки… и познаешь Господа». В этот день сплетается воедино материальное и божественное, даруя жениху и невесте наслаждения и ответственность, права и обязанности, силу предков и величие будущих поколений.

Жених передает невесте Ктубу* и кольцо: отныне они обручены крепкими узами взаимного поручительства. Так создается интегральная частичка большого еврейского мира. Именно поэтому процветание народа и государства определяется наличием крепких, счастливых, благополучных семей.

Хупа – это объединение

По традиции над новоиспеченными супругами простирается хупа – дом, куда приводит жених невесту, берет ее под свое покровительство. Под свадебным балдахином они так же символизируют объединенный с Творцом святой народ Израиля. Самое большое благословение для молодых – научиться уступать друг другу. Освободить свое сердце для любимого, поставить его желание на первое место и только потом свое.  Словно в Песне Песней Царя Соломона: «Я к своему любимому, а любимый ко мне», основной посыл которой, передать отношение Бога и еврейского народа. В таком взаимодействии создается общее пространство, которое наполняется радостью отдачи и светом.

Воссоздать разбитый сосуд

Один из ярких и важных эпизодов помолвки – разбиение тарелки – ритуал, олицетворяющий разрушение Иерусалимского Храма. В знак памяти о трагической судьбе еврейского народа жених произносит слова: «Если забуду тебя, Иерусалим, пусть отсохнет моя правая рука». В этот момент праздничной церемонии жених и невеста осознают, что сейчас они начинают строить нечто новое. Впереди много трудностей, но они нацелены на объединение, направлены к своим корням – Земле Обетованной, Сиону, Иерусалиму. Туда, где снова продолжается жизнь, и рождаются дети. Сейчас они не просто строят свою семью, сейчас они закладывают камень общего дома, Храма, где объединены сердца устремленных к Богу людей и который уже никогда не будет разрушен.

*КТУБА – это документ, содержащий материальные обязательства, которые мужчина берет на себя в отношении женщины, на которой женится. В случае его смерти или развода КТУБА гарантирует женщине получение известной суммы денег. В этом документе содержится обязательство мужчины во время совместной жизни: пропитание, одежда, исполнение супружеских обязанностей. Это – самый главный документ, защищающий права женщин.

Таня Юлаева

 

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.