Эпоха Второго Храма

Началом ее считается 538 г. до н.э., когда царь Персии Кир Великий издал указ о возвращении  евреев из плена и восстановлении Иерусалимского Храма, а окончанием – разрушение его Титом в 70 г. н.э.   

На первый взгляд, это всего лишь, исторический период. Но это только на первый взгляд. История, в данном случае, это то горнило, в котором варились духовные процессы, оказавшие впоследствии огромное влияние на развитие всего человечества, и продолжают его оказывать по сегодняшний день.

Исторический аспект

Персидский период

В 537 году до н.э. около 50 тысяч евреев, во главе с потомком царя Давида Зерубавелем, возвратились из Вавилона на родину предков и начали восстановление Храма. Его строительство было завершено лишь спустя 20 лет. В Храме возобновили жертвоприношения и все, проводимые ранее ритуалы. Иудея получила статус автономии, а по прошествии времени, превратилась в теократическую монархию, где первосвященник обладал абсолютной властью, а его статус передавался по наследству

Существенные изменения в духовную жизнь народа внесли Ездра и Нехемия, возглавившие группы евреев, вернувшиеся из Вавилона в 458 и 444 годах до н.э. Были установлены законы, в основе которых лежали заповеди Торы. В частности, они предписывали евреям,  ограничить контакты с окружающим миром, вплоть до расторжения заключенных ранее смешанных браков.

Кроме этого было сформировано сословие книжников или мудрецов – людей, достигших высоких уровней духовности, которые создавали школы и входили в состав Великого собрания. В этот же период были канонизированы книги Танаха и молитвы, возникшие в изгнании и заменявшие жертвы, но  оставшиеся обязательными, несмотря на возобновление жертвоприношений.

Под властью эллинистических держав

После смерти Александра Македонского, созданную им империю разделили между собой его полководцы, и в 301 г. до н.э. Иудея оказалась в составе Египетского царства, управляемого династией Птоломеев. Это был благоприятный для евреев период – власти практически не вмешивались во внутреннюю жизнь провинции. Прибрежные города эллинизировались, но это не касалось внутренних районов страны.

В 198 г до н.э. Иудея перешла во владение сирийской династии Селевкидов. Изначально ситуация для евреев оставалась прежней, но она изменилась в период правления Аниоха Эпифана. При нем началась насильственная эллинизация населения, и в этом его активно поддержала духовная и светская еврейская аристократия. Снизилась значимость Храма. Рядом с ним был возведен стадион, на котором соревновались еврейские юноши, должность первосвященника стала продаваться за деньги. В 169 г. до н.э. Антиох вторгся в Иерусалим и разграбил Храм, а спустя два года установил в нем жертвенник Зевсу и запретил под угрозой смерти соблюдение законов Торы.

Восстание Маковеев

Эти гонения привели народ к восстанию. Во главе его стали священник из Модиина Матитьяху и его сыновья. Повсеместно начали создаваться партизанские отряды, которые быстро установили контроль над всей страной. Под властью Селевкидов оставался один Иерусалим. Впоследствии из отдельных отрядов сформировалась хорошо организованная армия, ее возглавил сын Матитьяху Шимон по прозвищу Макаби*. В ходе сражений они разбили греков и 164 г. до н.э. заняли Иерусалим. Храм был очищен и освящен, в нем возобновились жертвоприношения. В честь этого события был установлен праздник Ханука.

Шимон и его братья погибли, по очереди возглавляя восстание. В 142 г. до н.э. война закончилась полной победой над Селевкидами.

Династия Хасмонеев

В этот период Иудея была независимым государством. Власть в нем принадлежала этнарху и передавалась по наследству, он же являлся первосвященником и командующим армией. Великое собрание получило название Сангедрин и стало неким подобием парламента.

Тогда же появились первые религиозные партии – фарисеи и саддукеи. Фарисеи – в основном священники и толкователи Торы, были сторонниками ее углубленного изучения. Седукеи признавали только ее открытый текст – это были привилегированные классы, заправлявшие в Сангедрине, но в конце правления династии фарисеи уже составляли в Сангедрине большинство. Еще этот период характерен появлением пар мудрецов – людей наиболее авторитетных, но с разными подходами в толковании Торы. Всего таких пар было пять, некоторые, их постановления и заповеди существуют еще сегодня.

За время правления Хасмонеев, еврейское государство объединилось и восстановило былые границы. Его независимость закончилась в 63 г. до н.э., когда оба сына последнего царя Александра Яная, в борьбе за трон, обратились за помощью к римлянам. Воспользовавшись междоусобицей, Помпей взял Иерусалим и твердым солдатским шагом вошел в Святая Святых Храма.

Диктат Рима

В 37 г. до н.э. римские власти объявили царем Иудеи Ирода I. При нем был кардинально реконструирован Иерусалимский Храм. Наряду с этим, сам он был жесточайшим тираном, что вызывало к нему ненависть всего населения страны. Но любой его протест подавлялся с крайней жестокостью.

В 4 г. до н.э. государство было разделено, а Иудея стала римской провинцией. Непомерные налоги, бесправие перед властями и периодические заявления императоров о желании установить в Храме свою статую, вызывали в среде еврейского населения брожение и выливались в частые бунты. Во множестве начали плодиться религиозные партии различного толка, от лояльных к властям, до крайне радикальных, и в 66 г. началось восстание, переросшее вскоре в полномасштабную войну.

Изначально восставшим сопутствовал успех – были разгромлены римские гарнизоны в городах и разбита армия сирийского наместника. Но отсутствие единства в руководстве и противостояние между  различными группировками, перерастающее порой в братоубийственные войны, привели, в конечном итоге, к поражению и полному разгрому. В 70 году легионами Тита был взят Иерусалим и уничтожен Храм.

От Вавилона до галута

Первый Храм

Как видим, это период постоянных духовных взлетов и падений. Но не стоит забывать, что мир развивается по экспоненте, поэтому это естественный процесс.

В эпоху Первого Храма народ Израиля пребывал в высоком духовном состоянии – евреи реально ощущали Божественное Присутствие. В их среде было немало людей, чье восприятие было значительно выше, чем у остальных – это коэны и пророки.

Все падения тех времен выражались в периодическом отходе от монотеизма. В конечном итоге это привело к тому, что народ опустился на более низкий духовный уровень, и присутствие Святой Шхины в его среде стало невозможным. В результате Первый Храм был разрушен и евреи оказались в вавилонском изгнании, где, согласно логике, должны был раствориться в языческом окружении.

Но произошло обратное – народ сплотился вокруг пророков, и вера в Единого Бога настолько выросла и укрепилась в нем, что стало возможным возвращение его в Святую Землю.

Второй Храм

После возвращения из Вавилона народ находился в состоянии духовного подъема, и, благодаря своей изоляции, оно сохранялось вплоть до завоевания его греками. Отсюда начался спад, который достиг наивысшей точки во времена правления Антиоха Епифана.

Но на этот раз он не был таким массовым, как прежде. В основном, это происходило в центре, в Иерусалиме, в среде аристократии и духовной знати – наиболее эгогоистичной части еврейского общества, и никак не коснулось глубинки. Вероятно, не последнюю роль в этом сыграл тот факт, что должность первосвященника стала передаваться по наследству, а не предоставлялась наиболее достойным. Кроме того, эта духовная монархия и сформировала вокруг себя тот самый слой аристократии и элиты. В широких народных массах это явление, напротив, вызвало протест и вылилось в восстание, которое и было началом нового духовного подъема.

Восстание Макавеев и начальный период правления Хасмонейской династии, это кульминация всего исторического процесса эпохи Второго Храма, после нее начался спад, который дошел, в конечном итоге, до своей самой нижней точки.

Этот спад носил уже иной характер. Вера в Единого Бога к тому времени уже укрепилась и была незыблемой, но появилось новое явление – различие в Его восприятии, и это начало кардинально делить и разобщать народ. В принципе, возникло это явление значительно раньше, еще в вавилонском изгнании. В то время евреи, безусловно, еще находились в высоком духовном состоянии, но оно значительно снизилось, и Божественное Присутствие ощущалось ими уже не так отчетливо, как во времена Первого Храма. Но еврейские массы объединяли вокруг себя пророки – люди высокого постижения, которое нисходило к ним от Творца. Они еще были в народе после его возвращения, затем их сменили мудрецы, которые достигали таких состояний уже своими усилиями.

К концу правления Хасмонеев и в римский период, как видим из истории, эти тенденции усилились, и если на уровне мудрецов они носили характер выяснений, то в массах начали переходить  в политическую сферу и вызывали взаимную ненависть. Народ все больше разобщался, опускался в материальность, и к концу периода восприятие духовного достигло в нем минимальной точки. Необходимость Храма стала номинальной – он был разрушен, а народ ушел в свое последнее изгнание.

Вывод из этого можно сделать примерно такой. Когда народ Израиля един, и это его единство в непререкаемой надежде на Творца, свершаются чудеса, и он одерживает победы над самыми могущественными державами, но в разобщении любые его надежды, увы, тщетны. Эта идея красной нитью проходит через всю Тору.

Последствия в мире

После падения Храма начался новый этап эволюции мира.  Евреи растворились в нем, чтобы ускорить процессы развития, поднять его духовность, приблизить к Творцу. Для того, чтобы затем вновь собраться в Земле Израиля и построить третий – Духовный Храм. Эта работа ведется уже  два тысячелетия и еще продолжается в наши дни.

Вчера

При непосредственном участии евреев, в мире возникли монотеистические религии, и сегодня их исповедует большая часть населения планеты. Везде, где евреи селились, происходил экономический подъем, и начиналось бурное развитие. Это, практически, они заложили основы банковского дела, торговли, и производства. Несколько позже они же оказали существенное влияние на развитие культуры и науки. В этом нетрудно убедиться, если взглянуть на их процент среди общего числа нобелевских лауреатов. И последнее, что евреи привнесли в мир, это свою идеологию, в искаженном виде положившую начало научному коммунизму.

Сегодня

В середине прошлого столетия на планете вновь появилось еврейское государство. Это трудно между собой как-то увязать, но факт остается фактом – с момента его возникновения мир кардинально изменился. Перекроилась его политическая карта, произошла техническая революция, ускорились процессы,  появился интернет и еще многое другое. Но остановимся на главном из того, что произошло.

После того, как евреи объединились в одном государстве, весь мир объединился и стал глобальным. Кроме этого, в нашем диалектичном мире, чье существование невозможно без наличия двух сил, начали меняться полюса противостояния. Если еще в прошедшем веке это было противостояние класса богатых и класса бедных, то сегодня оно постепенно перерастает в противостояние мира религий и мира атеизма. В этом нетрудно убедиться, если внимательно оценить происходящие сегодня процессы. Мир начинает обретать духовные очертания, и его  материальные интересы постепенно уходят в прошлое.

Завтра

Если из всего из этого сделать выводы, то самое главное, что всегда необходимо евреям, это быть в неразрывном единстве. Процесс этот начался давно – это было условием при получении Торы, таковым оно остается и сегодня. Когда процесс нарушается, приходят проблемы, а от состояния народа Израиля зависит состояние мира, и он никогда не забывает нам об этом напоминать.

Поэтому нужно забыть и отбросить любые наши разногласия, они ничего не стоят, и сплотиться в единый народ, чтобы вернуть его изначальное состояние, то, в котором он пребывал во времена Первого Храма. Состояние, в котором восприятие Высшей Силы для человека настолько же реально, как ощущение самого себя. Если мы это сделаем сегодня, то уже завтра с удивлением обнаружим, насколько измениться все человечество и весь окружающий нас мир.

С. Шойхет

*Макаби – это аббревиатура слов: Ми камоха баэйлин, Адонай (Кто подобен Тебе в силе, Господь?), написанных на знамени восставших.

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.