«Когда Израиль един, конца и края нет его величию»
Ноам Элимелех
Монотонный стук колес настраивал на раздумья. За окном поезда мелькали сады, поля, пролески и дома Негева. Как будто целая жизнь пролетала перед глазами, удивляя колоритом красок и сменой состояний…
– Вы читали Иосифа Флавия? – услышала я как будто издалека.
Повернувшись, увидела старика, присевшего напротив. Он вопросительно смотрел на меня, сжимая в руке раскрытую книгу.
– Нет. Кажется, это еврейский историк – летописец? – Решила блеснуть эрудицией я.
– Вы правы. К тому же он очевидец падения Второго Иерусалимского Храма. Кстати, ситуация того времени очень схожа с современной.
– Скажете тоже. Тогда нас захватили римляне, а сейчас… Даже как-то страшно перечислять, кому евреи «перешли дорогу». – Вмешалась в разговор дама, похожая на строгую учительницу. Она только что вошла и присела возле нас.
– Да. Расклад изменился. Но борьба за власть, как и прежде, с нами, – с горечью произнес старик.
– Ну, это как водится. О перевыборах в Израиле скоро песни запоют, – пошутила дама.
– А о грызне между евреями будут ходить посмертные легенды, – добавил грустно старик.
– Это, почему же посмертные? – Возмутилась дама. – Наша армия самая сильная на Ближнем Востоке. А новые технологии? А передовая медицина? Мы так просто не сдадимся.
– Конечно, не сдадимся. Зачем? Мы просто «перегрызём друг другу глотки» в борьбе за приоритеты. А сдаваться? Это не по-нашему, не по-еврейски, – с сожалением произнес старик.
На этой фазе разговор прервался. Дама, от неожиданного вывода собеседника, часто задышала. Видимо, не найдя подходящих слов для возражения. А старик впился глазами в открытые страницы книги, не желая продолжать спор.
Поезд остановился. Репродуктор объявил мою остановку. Я поспешно выскочила из вагона, оставаясь под впечатлением услышанного диалога и выводов старика.
Придя домой, нашла летопись Иосифа Флавия и пришла в ужас от прочитанного. Он, в красках и деталях, описывал с какой жестокостью евреи обходились с собратьями, которых считали предателями.
Как борьба за власть и нежелание уважать мнения друг друга привели к кровопролитию, насилию, убийствам и грабежам. Как за короткое время народ, ранее объединенный одной идеей «не навреди», превратился в извращенных дикарей, в буквальном смысле «поедающих друг друга».
Как главный закон Торы «Возлюби ближнего как самого себя», был низвергнут, отдав предпочтение в сердцах людей злобе и корысти. И добропорядочные граждане Иерусалима в мгновение ока стали похожи на кровожадных животных.
«Храм обслуживал все народы мира, иначе не смог бы выстоять и одного часа. И хотя народы против Израиля, но Храм, совершенство мира для всех народов, сокрушился не руками народов мира, а именно взаимной ненавистью в народе Израиля.»
Вспомнила я утверждение, записанное в Маараль ми Праг. Хидушей игрот.
Прочитанное кричало во мне, кровоточило глубокой раной, не давая успокоиться. Неужели старик прав: судьба евреев может повториться? И земля обетованная снова превратится в пустыню, а евреям придется искать новое убежище.
«Единственная причина, ставшая источником всех страданий и мучений, которые мы терпим, и всех наших преступлений, и ошибок – это полное непонимание Высшего управления.»
Нашла я у Бааль Сулама.
Вывод известного каббалиста натолкнул на мысль, что, если принять за факт то, что в нашей жизни все не просто так, можно увидеть цель и смысл во всем с нами происходящем.
Не может быть, чтобы Сила, заставившая людей собраться вокруг праотца Авраама и жить в гармонии с природой и согласии между собой, оставила еврейский народ.
Иерусалимский Храм, некогда низвергнутый, должен обязательно возродиться в наших охладевших сердцах, которые, без сомнения, вновь потянутся к согревающему теплу добрых взаимоотношений, устав от прессинга злобы и ненависти. И тогда стремление к единству обязательно реализуется.
Ведь за самым глубоким падением в нашей истории всегда следовал невероятный по высоте подъем. Еврейский народ, раз от раза, объединялся вокруг забытой идеи единства всего сущего – закона любви и гармонии и «возрождался из пепла», наполняя жизненной силой весь мир.
Алла Певзнер