Когда популярнейшему голливудскому киноактеру Майклу Дугласу вручали одну из самых значимых премий в еврейском мире Genesis Prize в зале «Театрон Ерушалаим», он сказал в своей благодарственной речи: «Сегодня всем есть место в шатре Авраама, и тот, кто чувствует себя евреем, пусть им будет».
Так что же означает очень часто повторяемое сегодня выражение «шатер Авраама» и в чем суть истинного еврейства?
Истоки еврейского народа
Поиски ответа приведут нас к колыбели цивилизации, туда, где люди жили еще 4000 лет назад – к древнему Вавилону. В те далекие времена человечество вдруг впервые ощутило желание добраться до небес при помощи строительства Вавилонской башни. Тора объясняет, что таким образом люди выразили свое стремление добиться власти над природой и над всем миром. Вавилонянин по имени Авраам пошел другим путем и организовал группу людей, вместе с которыми покинул Вавилон.
Эта группа стала развиваться, согласно открытому Авраамом закону природы, в любви и объединении. И Авраам стал первым каббалистом, который сумел познать самостоятельно духовный мир и открыть для всех методику его постижения.
Группа людей, присоединившаяся к Аврааму, и стала впоследствии еврейским народом. Это те же вавилоняне, которые отделились от остальных благодаря новой идее – построить общество на основе любви к ближнему. После многолетнего развития и изгнания, объединившись между собой «как один человек с одним сердцем», они получили инструкцию для духовного возвышения и объединения – Тору. Слово «Тора» происходит от корня «ор» (свет) и объясняет, как стать подобными свету или Высшей силе Природы – Творцу.
Духовное значение шатра Авраама
В «Великом комментарии» описывается, как Авраам посадил в Беэр-Шеве очень красивый фруктовый сад. Там же он соорудил шатер, в котором устроил четыре входа. Любой путник, куда бы он ни шел, всегда мог попасть в этот шатер через постоянно открытые входы и получить еду, питье и ночлег. Благодаря такому гостеприимству Авраам привлек к служению единому Творцу десятки тысяч человек. Жена его Сара так же помогала ему в распространении истины – она обучала женщин.
Шатер Авраама с четырьмя открытыми в него входами символизирует четыре свойства нашей души: хэсэд, гвура, тифэрет и малхут. Отсюда пошли наши четыре части света. Каббалисты рассказывают, что Авраам достиг полного свойства отдачи. То, что он разбил шатер, означает, что он приготовил свою душу полностью для любви и отдачи, и теперь любые путники могут присоединиться к этому свойству.
Каббалисты нам открывают новый взгляд на описанные в Торе обычные действия людей. Нам только кажется, что все события происходят снаружи. На самом деле, Тора описывает мир внутри человека. И все путники, которые проходят мимо шатра, это личные свойства Авраама. Человек состоит из четырех свойств эгоизма: неживой, растительной, животной и говорящей. Эти свойства проецируются наружу, и поэтому мы видим мир вне себя.
Поэтому то, что Авраам попал в страну Израиль, говорит о его исправлении неживого уровня. То, что Авраам разбил сад, означает исправление его свойств на растительном уровне. Исправление животного уровня символизируют ягнята, которых он разводил. И, наконец, приют и еда для путников означают, что он исправил конечный говорящий уровень в себе. Авраам достиг такого состояния, что исправил все свои эгоистические свойства и присоединил их к свойству отдачи.
Шатер Авраама открыт для всех
Авраам сидел у своего шатра и приглашал в него людей. Он рассказывал им о своем открытии, но каждый человек решал сам, заходить в шатер или нет. Так и сегодня любой человек, который вдруг обнаруживает, что эгоизм – это его природа, должен самостоятельно принять решение – изменить эти мешающие ему свойства или нет. И если он устал от бессмысленных скитаний и все-таки хочет улучшить свою жизнь, начав существовать согласно свойствам Природы, любви и отдачи, то он находит дорогу к шатру Авраама, входит в него и начинает себя исправлять.
Сегодня «Шатер Авраама» открыт для всех. И не случайно еврейский народ на подсознательном уровне ощущает необходимость собраться в этом шатре и вспомнить о своем происхождении. И все больше представителей народа Торы начинают искать свои корни. Много веков назад наш праотец Авраам понял, как подняться над возникшей тогда в древнем Вавилоне ненавистью, затем раскинул свой шатер и обучал в нем этой методике всех проходящих мимо путников. Теперь, после многовекового рассеяния и смешивания с другими народами, мы, потомки Авраама, призваны объединиться под разросшимся куполом этого шатра в любви и радости. А так же передать эту методику всему миру. Потому что в наши дни, когда маленький Вавилон распространился по всей планете Земля, только методика Авраама может помочь всему человечеству исправить ненависть на любовь и ощутить вкус истинной отдачи, то есть познать самого Творца. В этом состоит миссия еврейского народа и суть самого еврейства.
Ривка Гольдес