Рош а-Шана – еврейский Новый год, 5781 по еврейскому летоисчислению. С какими чувствами, мы встречаем Еврейский Новый год на этот раз, входя в изоляцию и карантин? Лично у меня – это чувство постоянной борьбы.
Мы ведем войну уже 70 лет, нас учили что жизнь – это бой.
Но по новым данным разведки мы воевали сами с собой.
Хотя какие они новые, эти данные. Стары как мир. Сколько существует еврейский народ, столько существует в нем и внутренний раздрай. И святые источники (Танах), и исторические повествования (Иосиф Флавий) полны описаниями конфликтов и войн в народе Израиля, порой весьма жестоких и кровавых. Даже простые анекдоты (две синагоги для еврея на необитаемом острове) напоминают об этом. Ведь больше, чем нас ненавидят наши враги, мы ненавидим друг друга сами. Из-за беспричинной ненависти был разрушен Храм…
Глядя на нашу историю, можно сделать вывод: наш народ – вечный – с одной стороны и вечно гонимый – с другой. Однажды мы взяли на себя миссию, стать народом на основе принципов Авраама: «возлюби ближнего как себя», «один человек с одним сердцем», «все прегрешения покроет любовь». Такие высокие и прекрасные фразы, с которыми все согласны, но никто не выполняет. А вот высшее управление видимо не забыло о нашей миссии и постоянно нам о ней напоминает.
Мы живем под вечной угрозой уничтожения. Эта угроза нависла над нами очень давно, и мы уже привыкли. Мы ее не чувствуем, и с каждым разом нас все трудней расшевелить. Публичная порка на глазах всего мира – сколько раз повторялась такая картина в нашей истории? Ведь недавняя Катастрофа должна была нас чему-то научить. Должна была, но мы привыкли быстро забывать плохое. А ведь нам не удастся избежать и уклониться от выполнения своей миссии, потому что от нас зависит весь мир. Об этом тоже сказано у пророков.
Так что же праздники и Рош а-Шана? А праздники описывают именно эти состояния! У нас есть рецепт, как помочь себе, как жить хорошо, как стать народом.
Праздники месяца Тишрей начинаются с просьбы о прощение – «слихот». Человек проверяет свое отношение к другим и понимает, что он полон ненависти. Он не терпит другого мнения, другой идеологии, ментальности и привычек, и не готов мириться с ними («ашамну, багадну, рацахну»). Но внутренний голос подсказывает ему, что с таким отношением нам, как народу, не выжить. И тогда человек приходит к необходимости изменений («шана, шинуй»). A что менять? Только свое отношение к другим! Нет, я понимаю, что внутренняя неприязнь никуда не денется. Но я как бы затыкаю ей рот. Я не выплескиваю свою ненависть на других. Если человек принимает на себя такое поведение, он открывает новую страницу своей жизни. Это и есть Рош а-Шана, новое начало, за которым следует «суккат шалом»…
Друзья, Рош а-Шана и праздники месяца Тишрей – замечательное время, время возможностей. Мы можем перестать культивировать ненависть между нами. Мы понимаем, что она есть, но мы не замечаем ее, не говорим о ней, не пробуждаем ее в наших сердцах. Мы избавляемся от сплетен и злых языков, перестаём думать плохо о других. Мы начинаем культивировать только хорошее, добрые связи между нами, наше единство, «весь Израиль – друзья» . А плохое, оно хоть и есть, мы его не замечаем. И тогда мы станем ближе друг другу, почувствуем себя одной семьёй в одном доме. И всем нам будет дорог этот дом! Давайте станем народом Израиля!
Хаг самэах,
Шана това у Мэтука!
Аарон Гумник