Город Лод. Приезжая сюда, мне почему – то очень хочется прикоснуться к истории. Посмотреть сквозь призму событий: что же происходило здесь? Кто населял этот город? Кто его жители? И как они выглядели? Какие речи слышались и какие улавливались мысли? Ведь когда-то в этом городе жили люди , наделенные великой мудростью и говорившие нам, что произойдет с этим миром, не на каком-то «участке» истории, а от начала Замысла и до его конца…
Лод является одним из самых древних городов Израиля. Еще во времена Йеошуа бен Нун этот город был обнесен стеной, и потому Пурим отмечается в нем 15 Адара.
К концу эпохи второго Храма Лод уступал одному лишь Иерусалиму в плане духовного и экономического центра страны. В этом городе жили такие великие мудрецы, как Рабби Акива, Рабби Элиэзер бен Оркенос, Рабби Элазар а-Моддаи – авторы Мишны и устной Торы. Во времена восстания Бар-Кохбы в Лоде находился один из центров восставших. А двумя веками спустя, Лод становится одним из очагов «восстания Гала» – восстанием евреев за Эрец Исраэль. Это восстание было подавлено, город разрушен, а 2000 еврейских жителей убиты…
Этой же эпохой датирована и уникальная мозаика. Позднее, побывав в музеях Метрополитен в Нью-Йорке, в Парижском Лувре, Питерском Эрмитаже, мозаика успешно вернется в музей Лода. Евреи жили в Лоде в средних веках, а после возвратились в этот город лишь в конце 19 века.
План раздела, принятый ООН в 1947 году, казалось бы, должен поставить точку в отношениях между евреями и арабами за город Лод. Согласно этому плану, Лод, как и построенный рядом аэропорт, включен в арабское государство. Впрочем, к тому времени евреев в городе не осталось. На момент июня 1948 года здесь проживают местные арабы, беженцы из Яффо, остатки войск Арабского Легиона. Позже подобная ситуация приводит к тому, что Лод и Рамле становятся городами, угрожающими жизненно важной магистрали Иерусалим – Тель-Авив. В связи со сложившейся ситуацией, было принято решение о проведении военной операции «Дани.» В ходе операции город капитулировал, а арабы были изгнаны. Позднее – арабы возвращаются в город. И Лод превращается в один из «смешанных» городов Израиля. Однако «соседство» опять не получилось.
В ночь на 10 мая 2021 года арабские мятежники забрасывают камнями и зажигательными бомбами дома, школы и синагоги, а после нападают на больницу. Мэр города, Яир Ревиво, просит о содействии премьер-министра Израиля, Беньямина Нетаньяху, поскольку по его словам «ситуация в городе вышла из-под контроля.» Впервые после 1966 года в городе было введено чрезвычайное положение.
Мне бы не хотелось «сводить» все вышесказанное к простому рассказу об истории Лода, и даже не о «перевесе» в те или иные времена между арабами и евреями. Мне бы хотелось на примере этого города, его истории, попытаться взглянуть гораздо глубже, в саму суть противостояния между арабами и евреями.
Не знаю как у вас, а у меня создается чувство полной уверенности, что конфликт между арабами и евреями находится на уровне идеологии, а не просто «военных стычек.» У арабов, проживающих на земле Израиля, очень сильная идеологическая уверенность, ощущение, что эта земля принадлежит им. А у евреев ситуация, к сожалению, иная… Мы, евреи, практически растеряли ощущение принадлежности к этой земле. Готовы ее раздаривать, да и в принципе вообще от нее отказаться, лишь бы обрести иллюзорный мир, только бы нас оставили в покое. Откуда в нас взялось это ощущение безразличия? Может быть, это произошло по причине полного отрыва от своего духовного корня,в котором мы как народ были связаны в одно целое, вопреки всем нашим различиям? Возможно, что именно поэтому мы не ощущаем принадлежность к этой земле. В чем заключается наша жизненная сила как народа? В чем наша истинная идеология?
А истина проста – мы можем вернуться к своему духовному корню, став одним народом и постоянно заботясь друг о друге. И тогда мы станем сильны Духом! Сильны до такой степени, что никто и не помыслит прогнать нас с этой Земли. И именно такой поворот ситуации превратит наших врагов в союзников? Ведь подобное уже случалось в истории. Значит может случиться вновь. Впрочем, это уже совсем другая тема, а значит и совсем другой рассказ.
Елена Фридман