Само слово «алия» переводится с иврита, как подъём. Имеются ещё синонимы у этого слова: возвышение, восхождение. Обобщая все синонимы, их значение можно определить, как устремление вверх. Почему переезд еврея в любую страну, кроме Израиля, трактуется просто, как горизонтальное перемещение в пространстве или эмиграция? Почему, когда еврей покидает Израиль навсегда, применяют к этому событию слово «йерида» – спуск, нисхождение, падение – движение вниз? Очевидно, в этих терминах кроется более глубокий смысл, который «в суете сует» теряется, а подчас не встаёт перед человеком в виде вопроса. Очень хочется в этом разобраться.
Израиль – это земля, на которой еврейский народ зародился, родоначальником его явился Авраам ( в переводе означает «отец народа»). В истории этого народа (оседлого по своей сути) случались частые вынужденные массовые переселения из страны в другие места и соответственно, возвращения назад. Массовым репатриациям присваивались номера или названия по дате, по стране исхода или по причине, послужившей поводом для алии.
Еврейская мечта
Алия 1882-1903 года, названная «первой», стала таковой по нескольким критериям. Один из них – достаточно большая численность (25 тысяч человек) прибывших на историческую родину. После подавления восстания иудеев, покорения Иерусалима и изгнания евреев римлянами в 70 году н.э., когда народ, лишённый святого Храма, главного центра духовной жизни, и права жить по законам Торы, вынужден был рассеяться в поисках новых мест для создания общин. С тех пор до 1882 года не было такого многочисленного притока репатриантов. Второй критерий – впервые возвращение было не просто бегством от преследования, как это было во времена испанской инквизиции, но осознанно принятое решение группы евреев начать новую жизнь в стране предков.
Эту алию связывают с погромами 1881 года, прокатившимися в деревнях, местечках и городах южных губерний российской империи. Эти погромы отличались, своей жестокостью, стихийностью и большим территориальным охватом. Начавшись на юге Украины, эти погромы, словно лесные пожары, перебросились на территории десятка губерний.
Понимание очевидных масштабов грабежей и убийств еврейского населения, неспособности властей остановить разгул погромщиков, а часто их нежелание и подстрекательство к активному истреблению, вынудили евреев эмигрировать из России. Даже отъявленные сторонники ассимиляции «перекрасились» в идеологических пропагандистов национального движения за возрождение в стране, обещанной предкам Авраама. Израиль, Иерусалим, Храм пребывали в генах каждого еврея, или образно говоря, в его сердце. Жило также понимание, что надо пройти разрушения и изгнания, чтобы ощутить радость возвращения, о чём сказано: «Каждый скорбящий об Иерусалиме удостоится увидеть его радость».
Освоение «целины»
Четвёртая часть евреев, прибывших в течение первой алии, стала основателями строительства поселений. Велико было их желание начать строить жизнь на святой земле собственными руками вне городов Иерусалим, Яффо, в которых была относительно устроенная жизнь. Однако им пришлось осваивать сельское хозяйство, не обладая знаниями в агротехнике, и вести строительство жилья в сложных условиях, климатических и финансовых. Возникает некая аналогия с освоением целинных земель во время правления в СССР Никиты Хрущёва, одержимого желанием поднять сельское хозяйство на огромных пустующих территориях Казахстана. Партия приказала, и началась кампания без знания местных условий для земледелия и в отсутствие подготовки для расселения прибывающих энтузиастов. Отсутствие жилья, амбаров для зерна, материалов для их строительства, плодородной почвы для посевов и минимальных санитарных условий превратили эту идею в очередной спектакль одного актёра-диктатора. Но в отличие от «хрущёвской» кампании поселенцы в Израиле столкнулись помимо трудностей с жильём, отсутствием материалов, засушливым климатом ещё дополнительно с необходимостью противостоять нападениям арабов и бедуинов из окрестных деревень и полным отсутствием финансовых средств. В СССР материальная база была заботой государства, и всякое начатое дело гибло в бюрократических «вертикалях» власти. Преимуществом энтузиастов строительства поселений был их добровольный порыв во имя идеи, великой цели и будущего для своих детей. Благородство цели вызвало ответную реакцию и финансовую поддержку от династии баронов Ротшильдов. Барон Эдмон Ротшильд скупал земли у арабови оказывал денежную помощь для строительства жилья. И это в прямом смысле спасло поселенческое движение, которое привлекло вторую алию.
Иерусалим, который в сердце
Пионеры-поселенцы доказали, что стремиться в Иерусалим, не значит жить в этом святом городе только физически. Материальный Иерусалим подобен прочим городам. Иерусалим, символом которого стал холм Сион, к которому стремились евреи диаспоры, это совершенный город, город мечты и центр единства народов. В него евреи поднимутся, когда покажут народам мира пример единения, чтобы построить духовный Храм. Написано у пророка Исайи (Йешаягу), что для этой цели «народы мира принесут сынов Израиля в Иерусалим на своих плечах». Именно это возвышение над материальным Иерусалимом подразумевает термин «алия».
Дора Бояровская-Блюм