«Вечный город» существует более 3000 лет. Этот почтенный возраст исчисляется со дня основания Иерусалима царём Давидом, сделавшим его столицей государства, объединившего все колена Израилевы. Миру Иерусалим известен как город трёх религий. Но, городом трёх религий он стал на тысячу лет позже, поскольку христианству и иудаизму – около двух тысяч лет, исламу около полутора тысяч лет. История Иерусалима настолько богата событиями, что сама по себе рождает мифы и легенды. Никакая фантазия не может превзойти истинной многогранности, величия и низости, святости и греховности, красоты и уродства, воинственности и миролюбия этого Древнего города.
Земля уже предчувствует рассвет. И алый цвет к лицу Иерусалиму. Замри, мгновенье! Ты — неповторимо, хотя и повторялось тыщи лет.
(Андрей Дементьев)
День Иерусалима – это один день, одно мгновенье из трёх тысяч лет. Этот праздник установили после победы в войне 1967 года. В войне, развязанной арабскими соседними государствами, буквально взявшими Израиль в кольцо, чтобы уничтожить его. О своей ненависти они открыто заявляли, уверенные в своей непобедимости, вооружённые «до зубов» такими же ненавистниками. В результате «чудесной» победы Иерусалим перешёл под контроль Израиля. Стали доступными для посещений «стена плача» и храмовая гора, которые хранят память былого величия народа, его единства и служения Высшему управлению.
Иерусалим, который внизу, и Иерусалим, который наверху
Чудо победы в повторяющейся истории Израиля стало возможным, благодаря готовности народа объединиться и призвать Всевышнего на помощь. Из Торы мы знаем, что тогда Творец воюет вместо Израиля. В результате связи избранного народа с Творцом, свершались и свершаются чудеса. Победа над превосходящим в вооружении врагом подняла столицу на уровень – «Иерусалим, который вверху».
Не успели израильтяне насладиться свершившимся чудом, как рухнули с высоты в ещё более низкое состояние, чем пребывали раньше. Гордыня, бахвальство, самодовольство и погружение во тьму разборок – путь к забывчивости. Забыт Царь, который наверху. «Народ Книги» приписывает победу личностям и армии в целом, а уж в этом есть свои личные предпочтения и мнения. Рассыпается единство в прах, а за Иерусалим, который внизу, снова идут распри. Свои «собаки» дерутся, как тут чужой не вступить…
А солнце поднимается все выше. Я с городом святым наедине. И снова поражаюсь, как он выжил в той ненависти, войнах и огне.
(Андрей Дементьев)
Известно, чем ниже падаешь, тем сложнее выбраться. Чтобы обрести величие и совершенство, надо учиться подниматься из глубин земли в высоты небес. Иерусалим является символом всех перемен, подъёмов и падений. От всех желающих его присвоить себе он принимал названия, которые ему давали. Для древних римлян – Элия Капитолина. Для евусеев, живших на территории и называвших её Ханаан (до завоевания Давидом), он был Евус. Для мусульман он – Аль Кудс.
У евреев нет однозначного названия, для них Иерусалим всегда был столицей. На иврите название столицы звучит Ерушалаим, что означает совершенный город (Бэрейшит Рабба 56, 10). Всегда трепетно любимый, вызывающий боль или восхищение, он менял названия в зависимости от восприятия. У пророков – «Ариэль» и «Град Справедливости». Для кого-то – «Град Давида», или просто – «Прекрасный», часто – «Золотой» из-за отблесков желтоватого камня зданий. Подсчитано, что у Священного города есть семьдесят имён. Есть у Иерусалима аллегорическое имя – Небесный, ведь познали, что всё решается «в плоскости высшего мира».
Когда мы забываем о величии Иерусалима, мы опускаем его с небес. Нам кажется, что наверху не небеса, а гора, на которой стоит город. Иерусалим, который внизу, воспринимается, как его узкие улочки, рынок – Махане Иегуда, ароматы прилавков и кафе, престижные жилые районы и районы бедноты. Разноцветье и модели одежд, бесконечные шествия туристов к святым для них местам, арабы, монахини, ортодоксальные евреи, солдаты,– всего не перечислить.
Иерусалим, который в сердце
Как отмечают день Иерусалима во всём Израиле, в Кнессете, в синагогах, митингах и шествиях могут лучше рассказать израильтяне. Отношение к этому величественному городу вне Израиля, более чувственное. Израильтяне не ощущают себя в изгнании, ведь они в своей стране. Но, понятие изгнания – не географическое. Изгнание – гола (галут), а освобождение – геула, в иврите отличие между ними в одной букве «алеф», которая символизирует Творца. Если признаем Его управление, выполним условия завета, не нарушать связь с Ним, чтобы стать единым народом, – сразу выйдем из изгнания.
Можно жить на расстоянии от Иерусалима, но чувствовать его сердцем. Я застала ещё людей, для которых Иерусалим – город мечты, по нему тосковала душа, связывавшая их невидимыми нитями с его прошлым. Глубоко внутри их сердец жили предки, бежавшие из Египта, с ними происходили все чудеса на этом пути, перед ними расступалось море. Это они пели Творцу хвалебные песни. Это они стояли у горы Синай, как один монолит. Они были уверены, что слышали там глас Творца. Это они брели по пустыне, радовались, уставали, ссорились, жаловались и ругали Моше. Именно, они вошли в Израиль и после долгих мытарств, благодаря им, было создано царство, сплотились колена. И был царём Давид, который создал государство со столицей в Иерусалиме. Царь, для которого служение народу и Всевышнему было одним понятием. Это они приносили дары в Храм – плоды от выращенного собственными руками урожая, овцу или козу. Они сидели на ступеньках Храма, слушали песнопения, учили Тору и внимали богослужениям Первосвященника. Это их глаза заливали слёзы, когда они тосковали по Храму в изгнании:
На реках Вавилонских – там сидели мы и плакали, вспоминая Сион… Если я забуду тебя, Иерусалим, пусть потеряет память моя рука… Пусть присохнет мой язык к нёбу, если не буду помнить о тебе, если не вознесу Иерусалим на вершину своего веселья…
(Псалом 137)
Это они были «невыездными», их называли сионистами, как будто это ругательное слово. Для них Сион – это гора, на которой стоял Храм. Они жаждали вернуться в Сион.
Как всё многообразие истории и духовности вместить в один день?
Настанет день мира во всём мире, день настоящего праздника для всех народов, как предрекли наши пророки будущее Иерусалима:
Ибо от Сиона выйдет Тора и слово господне – из Иерусалима.
И будет Он судить народы и обличит многие племена,
и перекуют мечи, свои на орала и копья свои – на серпы,
не поднимет народ на народ меча,
и не будут боле учиться воевать.
Иешаяу, 2:1-4
Дора Бояровская