Исраэль Бааль Шем Тов

В еврейской истории есть немало людей, оставивших, после себя неизгладимый след. Таковым является Исраэль Бааль Шем Тов, человек, о жизни которого, по сей день, ходят легенды.

Он родился в 1698 году в местечке Окуп, находящемся на границе Украины и Румынии. Осиротевший в раннем детстве, всю свою жизнь не забывал последние слова отца, обращенные к нему: «Помни, что Создатель всегда с тобой, а раз так — ничего не бойся!.»

Детство и юность 

У Исраэля всегда присутствовало стремление к уединению. Он, часто убегая из хедера, проводил время в лесу, погруженный в свои мысли, за что был изгнан из хедера в двенадцатилетнем возрасте.

Чтобы прокормить себя, он нашел должность обучающего маленьких детей молитве, а затем устроился сторожем в синагогу, где по ночам начал углубленное изучение Торы и также Каббалы, раскрытие тайн которой в то время становилось довольно популярным.

В восемнадцать лет он женился, но вскоре, став вдовцом, покинул Окуп и нашел работу учителя в небольшом местечке возле города Броды, где женился вторично на сестре одного из знаменитых бродских раввинов, впечатлив отца невесты своей мудростью, помогая в решении его проблем.

Исраэль с женой поселились в маленькой деревушке, затерянной в лесах на одном из склонов Карпатских гор. Жена жила в самой деревне, а Исраэль проводил большую часть недели один, поселившись в глубокой пещере, расположенной в ущелье на берегу горного озера, — и лишь в субботу возвращался домой, к жене.

Они кормились тем, что Исраэль пережигал известь, а жена продавала ее крестьянам. В будни Исраэль питался лишь самодельными лепешками: он замешивал муку на воде, тесто клал тонким слоем на камни и ждал, пока солнце его подсушит.

Становление великого учителя

В многолетнем уединении складывалось учение, которому предстояло завоевать сердца сотен тысяч евреев, — вглядываясь в величественную красоту мира, Исраэль стремился постигнуть вечную мудрость его Создателя.

После того, как они прожили семь лет в горах, брат жены арендовал для них корчму и постоялый двор, расположенные недалеко от Кутова. И вновь жена вела хозяйство, а Исраэль проводил всю неделю в лесной хижине, погруженный в изучение сокровенных разделов Торы.

Уходя на целую неделю в лес, Исраэль брал с собой шесть хлебов и кувшин воды. В канун субботы, собираясь домой, он обычно обнаруживал все шесть хлебов нетронутыми, и каждый раз этому искренне удивлялся — настолько глубокой была его погруженность в постижение сокровенных тайн мироздания.

В дальнейшем Исраэль перебрался в деревню Кошиловиц, — здесь он обучался шхите (ритуальному забою скота), а затем и работал шойхетом. Из Кошиловиц семья переехала в местечко Тлуст, разместившееся на живописном берегу реки Серет, в окрестностях города Чорткова. И в этом местечке Исраэль вновь работал меламедом (учителем начальной школы) и шойхетом, а также был кантором в синагоге.

Согласно преданию, «он не спал более двух часов в сутки» и ночами постигал тайны Торы. По словам современника, рав Исраэль был в эти годы настолько беден, что «пальцы ног торчали из его дырявых сапог».

Передача постигнутого миру

В возрасте тридцати шести лет рав Исраэль, наконец, «открылся» — он начал распространять свое учение, а также исцелять больных с помощью целебных трав и молитвы.

Слава о нем быстро распространялась среди евреев Галиции — его стали называть Бааль Шем Тов (буквально, «Обладатель Благого Имени»). Таким именем, обычно, называли знатоков практической Каббалы.

В последующие годы Бааль Шем Тов (Бешт), покинув Галицию, странствовал по местечкам Подолии и Волыни, исцеляя недужных, а также приобретая сотни новых учеников и последователей. Самые верные из учеников оставляли свои дома и отправлялись в странствие вместе с ним.

Прибывая в каждое новое местечко, Бешт собирал вокруг себя толпу и, часто прямо на рыночной площади, начинал рассказывать увлекательные истории и притчи, обращающие сердца к Всевышнему. Он утверждал, что ученость не является обязательным условием для подлинного служения — ведь порой простая молитва, исходящая из чистого сердца, может привести к высочайшей степени близости к Создателю.

Бешт учил, что Творец наполняет собой все сотворенные миры, — поэтому и человек, и Вселенная представляют собой различные Его проявления. «Мир во всем своем многообразии, — говорил Бешт, — создан как бы из Самого Создателя и неотделим от Него, подобно тому, как складки одежды являются неотъемлемой частью самой одежды». А, следовательно, «человек, воспринимающий материальный мир, в сущности, всматривается в лик Творца».

Согласно учению Бешта, человек из народа Израиля является как бы центральной осью Вселенной, соединяющей материальные и духовные миры. «Человека можно сравнить с лестницей, упирающейся своей вершиной в небо, — образно пояснял Бешт. — Он подобен малой Вселенной, и от его поступков и слов зависит все, происходящее в высших мирах».

«Все, что я постиг, — признавался Бешт, — я постиг не столько изучением Торы, сколько молитвой». В его понимании, молитвенное сосредоточение помогало достичь того «единения с Создателем», при котором человек «как бы освобождается от своей материальной оболочки и теряет субъективное ощущение своей отдельности, забывая, жив ли он по-прежнему или нет».

Около 1740 года Бааль Шем Тов обосновался в городе Меджибоже, на берегу Южного Буга. Рядом с ним поселилось около шестидесяти ближайших учеников.

Он учил, что, поскольку Творец как бы наполняет собой всю Вселенную, в мире не существует ничего абсолютно негативного: «во всем рассеяны искры святости, …и даже в преступлениях, совершаемых человеком» — и когда человек раскаивается в содеянном преступлении, «эти искры освобождаются и поднимаются в высшие миры».

Труды Бешта

Бааль Шем Тов никогда не записывал своих толкований и, помимо писем, не оставил никаких сочинений. Многочисленные высказывания Бешта приведены в книгах его учеников, а также учеников его учеников. Толкования Пятикнижия, переданные учениками от имени Бешта, объединены в сборнике «Бааль Шем Тов аль атора» (Бааль Шем Тов о Торе). Большинство его изречений, посвященных хасидскому пути служения, включены в сборник под названием «Бааль Шем Тов», впервые изданный в Варшаве в 1938 году.

Заслуга Бешта как учителя

Бааль Шем Тов хотел воплотить комментарий на Тору основателя лурианской каббалы Ари в действие. Он начал раскрывать всему народу, что существуют духовные состояния, внутренние состояния, внутренняя работа человека, которой человек должен заниматься. Он как бы рассказал человеку, что к его обычной жизни можно присоединить духовное и этим способствовал возникновению во многих вопроса: «Где же это находится?» И среди людей, раскрывших желание к духовному, он открыл свой хедер – школу для каббалистов.

Он, по сути, организовал институт адморов – духовных лидеров, которые поддерживали народ. Все первые адморы были его учениками и от него вышли все духовные лидеры поколения. И тогда народ начал получать духовную поддержку, начал уважать духовное возвышение, не только саму учебу в чистом виде, но также и внутренний поиск. Начали говорить о душе, об исправлениях, которые она должна пройти, почему человек пришел в мир и так далее. Все это во многих случаях и во многих местах было просто запрещено для обсуждения.

Благодаря тому, что они учили Тору по-новому, они начали привлекать к себе хасидов, т.е. учеников, желающих духовного возвышения. Этим Бааль Шем Тов привел к развитию, к всплеску внутренней части в среде народа Израиля в течение нескольких столетий. Почти до конца 19 века, на протяжении 250 лет, свет Бааль Шем Това светил всей восточной Европе.

Бааль Шем Тов основал много традиций для народа, благодаря которым народ стал спрашивать себя, почему все происходит так, а не иначе и, исходя из этого, подошел к вопросам, которые приводят человека к духовному поиску. Для его времени это было очень полезно и правильно, хотя кто может взять на себя смелость сказать, что было правильно, а что нет по отношению к Бааль Шем Тову.

Эти традиции полны внутреннего смысла. Он сформировал их на основе внутреннего постижения, поскольку они существуют в душе. И именно исходя из этого он говорит тебе, что ты должен выполнять эти действия потому, что они существуют на духовном уровне.

Люди начали читать книгу Зоар и каждый адмор стал развивать свое направление хасидизма, в соответствии со своей природой: Бреслав, Гур, Ружин – десятки направлений хасидизма. Каждый из них развил духовный подход, соответствующий его индивидуальности и так воспитывал ту часть народа, которая была к нему близка.

Люди начали искать и спрашивать о духовном на основе иудаизма, а не в отрыве от него. Но когда желание насладиться усилилось и Тора Бааль Шем Това стала утрачивать свое влияние на человека, а особенно, когда наследие выдающихся мудрецов народа стало передаваться их сыновьям, а не первым духовным ученикам, произошло падение Торы Бааль Шем Това, и хасидское движение приобрело тот вид, в котором оно находится в наши дни.

Алла Певзнер

 

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.