Этрог (при эц hадар) – плод красивого (великолепного) дерева – это его название на иврите. Этрог используется наряду с другими 3-мя видами растений для благословления «нетилат лулав» в праздник Суккот. Существует множество сортов и названий этого плода по месту произрастания вне Израиля и по биологическому признаку. Самое распространённое вне Израиля название – цитрон. Нет достоверных сведений о времени его появления и началом использования. Его изображения на стенах синагог и на монетах появились в 136 году до новой эры. В месопотамских раскопках были найдены семена, возраст которых датируется четырёх тысячным годом до н. э. Названия «персидское яблоко» и плод райского дерева, появились, возможно, благодаря преданию (и согласно Мидрашу Берешит Раба), гласящему, что этрог является тем «яблоком», которое ввергло в грех Адама и Еву. Женщинам по причине этого греха, вынужденным рожать в муках, рекомендуется по поверью есть этрог, как обезболивающее средство. Продавцы этрогов искусно пользуются этой легендой, когда хотят убедить покупателя в исключительности предлагаемого божественного дара, на котором видна вмятина. Лавочник почтительным голосом, с таинственным выражением лица заявляет, что плод взят с дерева райского сада, а небольшое углубление – след от «зубов Хавы».
Красивый, полезный, «запретный» и соблазнительный плод
Историй, связанных с чудесным плодом, очень много: правдивых и не очень, о благородстве и низости, о праведниках и грешниках, о правде и лжи. Существует много легенд, передающихся веками из уст в уста. Этрог – древнее растение, само дерево и плоды его съедобны и обладают целительными свойствами: антисептическими, жаропонижающими, противомикробными, повышающими работоспособность и другими. Поэтому он использовался в пищу и в качестве лекарства. В наш «просвещённый» век мы предпочитаем «химию» дарам природы и инвестируем здоровье в фармацевтическую индустрию.
Если вам ещё не приходилось самому выбирать этрог или наблюдать за актом выбора, вы можете прочитать о радостях и огорчениях богачей и бедняков, старательно выполняющих мицву (заповедь), у талантливейших писателей Шолом-Алейхема и Шмуэля Агнона. Это психологический портрет бедняка у Шолом-Алейхема, приобретшего этот плод цитрусового дерева на последние деньги, и колебания его сына, которого просили не притрагиваться к драгоценной святыне. Мальчик всё-таки, не устоял против искушения и откусил питам, а после, смазав его слюной, возвратил на место. Затем следует развязка, потому что приклеенная верхушка плода отвалилась в руках у кузнеца, и мальчик не знает, радоваться ли ему или огорчаться. Размышления приводят мальчика к мысли, что при отсутствии запрета не испытал бы сильного соблазна.
В рассказе Агнона «Этрог» говорится о богаче, который приобретает очень дорогой этрог, чтобы похвастаться перед соседями. Его пасынок по неосторожности отламывает питам и получает строгое наказание. Агнон в своём рассказе повествует о праведном раввине Полонском, который отдаёт свой дорогой этрог плачущей девочке, чтобы та избежала наказания от отчима, сам он вынужден одолжить плод, чтобы выполнить заповедь. Внутренняя суть праведника важнее внешнего показного «совершенства».
Традиция светских евреев диаспоры
Для таких евреев, как я, вся внешняя «церемония» не более, чем традиция, которую мне удаётся соблюдать вместе с другими евреями общины. Для нас важно собраться вместе в один (не первый) день праздника, чтобы посидеть в Сукке на общей трапезе. Иногда проводим выставку «достижений приусадебного хозяйства», на которой представлены овощи и фрукты, выращенные на собственных участках. Праздник Суккот проходит в изобильное время года, когда земля отдаёт человеку плоды его труда. Наши садоводы, конечно, не выращивают этроги. Для благословления каждый из нас одалживает все четыре символа, привезённые из Израиля. На самом деле, в нашем понимании все внешние действия – это традиция народа, которая исходит из простого дословного толкования Торы и не затрагивающая нашу внутреннюю работу. Во времена скитания в пустыне евреи жили в шалашах, прошли все горести и радости на собственном опыте, придя к осознанному единению, благодаря которому получили от Творца Тору. То есть внутри Торы заложен секрет единства.
От внешнего к внутреннему
Действительно ли, внешние действия отражают сущность праздника? Мы производим странные для непосвящённого наблюдателя, действия: мы произносим молитву, которая уже заготовлена, соединяем 3 растения, которые находятся в левой руке, с этрогом в правой руке, и размахиваем этим «букетом» во все стороны, держа его уже двумя руками. В Мидраше говорится, что растения, которые мы держим в руках, являются символом 4-ёх типов евреев, в разной степени связанных с Торой и заповедями, данными нам свыше. Внешние действия – это традиция, а главное – это «встряхивания» внутри души, ее исправление. Поэтому, благословление на 4 символа праздника, когда мы их соединяем, как и сама сукка (шалаш), в которой мы собираемся, символизирует объединение народа в радости и благодарности Высшей силе, которая вывела нас из Египта и дала Тору. Тора помогает исправиться и грешникам и праведникам. Это руководство к нашему исправлению, а исправление сводится к одному действию – нам необходимо стать, как один человек с одним сердцем, одним народом, способным войти в Святую Землю.
Д. Блюм