Пожалуй, он единственный из легендарных еврейских пророков, чьи потомки, из поколения в поколение, с глубокой древности и по сегодняшний день, с такой тщательностью хранят свою родословную. Когда-то причастность к его роду было свидетельством высокого духовного постижения, избранности среди народа, а впоследствии даже признаком аристократизма. В религиозных кругах эти люди почитаемы и сегодня – их первыми вызывают к чтению Торы, а во время молитвы они произносят особые благословения.
Аарон брат Моше
Ему выпало жить в один из важнейших этапов истории народа – в момент его зарождения, и единственным свидетельством его жизни и деятельности является Тора. Изначально Аарон выступает на вторых ролях – правой рукой своего брата, он, как бы, незримой тенью всегда присутствует за его спиной. Аарон старше Моше на три года, в период выхода из Египта ему было 83 года. По указанию Всевышнего он играет роль толкователя при косноязычном Моше в переговорах с фараоном, творит чудеса своим посохом – превращает его в змею, наводит на страну первые казни.
В Торе особо отмечается мягкий и миролюбивый характер Аарона. Этим, кстати, Талмуд объясняет случай с золотым тельцом. Евреи пробыли в Египте только половину предначертанного срока, и еще не были окончательно готовы к предстоящим переменам – для восприятия духовного, они все еще нуждались в материальных символах. Когда Моше поднялся на гору Синай, оставшись без предводителя, они потребовали у Аарона создать для них кумира, и Аарон, нарушив запрет идолопоклонства, изготовил им золотого тельца. Моше своей молитвой спас его от Божьего гнева, который тот навлёк этим на себя. После этого случая, принадлежавшая первенцам причастность к Всевышнему, была передано левитам – единственному колену, сохранившему Ему верность.
Первый священнослужитель
После создания скинии и Ковчега завета, Аарон был помазан в первосвященники, и это звание в его роду стало передаваться по наследству от отца к сыну по старшей линии. Все остальные его потомки становились коэнами. Он так же стал верховным судьей и учителем народа.
Не приняв этого и не поверив Моше, что такова воля Всевышнего, Корах из колена Леви поднял бунт. Чтобы разрешить спор, Моше приказал сложить на ночь в скинию посохи всех глав колен. К утру единственный посох Аарона расцвел и принёс плоды миндаля – это был знак того, что именно его первосвященство носит Высшее предопределение, и жезл Аарона, после этого, был оставлен в скинии, как святая реликвия.
Аарону, была предписана ведущая роль в Храме. В его функции входило зажигание светильника, жертвоприношения, благословения народу, очистительные ритуалы, и прочее, связанное с храмовой службой. Для него изготовили специальные одежды и нагрудник с 12 камнями, на которых были выгравлены имена 12 колен. Специальные одежды были изготовлены так же и для его помощников – коэнов. Считалось, что пока они облачены в эти одежды, они обладают духовной силой – без них запрещалось входить в скинию и проводить богослужение под угрозой смерти. Целые разделы Торы посвящены описанию законов быта и служения для первосвященника и коэнов.
Конец пути
У Аарона от его жены Элишевы было четверо сыновей – Надав, Авиу, Эльа́зар и Итамар. Двое старших Надав и Авиу, принеся Богу невостребованные Творцом воскурения, погибли на глазах отца.
Как и его брат Моше, Аарон не вошёл в землю обетованную. Он умер в 123 года на горе Ор, неподалеку от древнего идумейского города Петра, на сороковом году после выхода из Египта. 30 дней народ оплакивал его утрату. Первосвященство перешло к Эльазару, Моше снял с Аарона священные одежды и облек в них его третьего сына.
Внутренний смысл
Моше и Аарон неразрывно связаны друг с другом не только родством и общей миссией, но так же последовательностью, происходящих в мире духовных процессов. Тора — это связь с Творцом, она была спущена еврейскому народу свыше посредством Моше. В функции Аарона входило принесение жертв и вознесение молитв, через которые осуществлялись обращения и подъем народа к Всевышнему.
Кроме этого, Аарон был великим миротворцем – вникнув в суть проблемы, он мог примирить между собой враждующих. И это его качество является наиболее важным, как в те далекие времена, так и в наши дни. Потому что, для того, чтобы приблизиться к Творцу и достичь вершин нашего светлого будущего, недостаточно только выйти из египетского рабства – рабства, управляющего нами эго. Одновременно с этим, необходимо еще развить в себе и любовь к ближнему. Причем, таким образом, чтобы эта любовь была никак не меньше той любви, которую испытываем мы к себе.
С. Шойхет