История алии

Алия. Сквозь глубину веков

ивр. ‏עלייה‏‎‎‎, буквально «подъём»,

«восхождение», «возвышение»

Любая часть еврейской истории производит впечатление невероятного противоречия, являющегося частью единой, вселенского масштаба, путаницы. Оценив ее масштаб, изможденный разум уже готов смириться с образным характером описания, предлагаемым в первоисточнике. Особый, иносказательный язык, присущ больше языку чувств, бурлящих желаний в жизни одного или каждого человека.

Аспект заветный

Если уделить должное внимание истории еврейского народа, то первую алию можно считать произошедшей тысячелетиями ранее событий недавней истории. Это Исход из Египта, сорокалетнее странствование в пустыне предшествовали первому подъему. Восхождение в землю обетованную олицетворяет эпоха судей – время отчаянных овладений, установления законов сосуществования.

Охват всей земли Израиля воплощением в осознании всего народа принадлежности идее Единого, знаменуется возникшая впоследствии эпоха царствования. Олицетворением справедливости и познания истины служил возведенный в Иерусалиме Храм.

Существование высокого уровня духовности, не распространявшейся на агрессивное окружение, было разрушено. Народ оказывается пленен и рассеян в земле поработителя. Вавилония вновь становится местом существования народа, формирующего Идею. Скоро, укрепившись в связи между собой, израильтяне вновь обретают поддержку со стороны провидения. Они возвращаются на святую землю, и властители народов сами оказывают им поддержку. Теперь мировоззрение, устои жизни иудеев становятся доступны для представителей народов, оказавшихся с ними в более тесной связи.

Талмуд

Но должно прежде произойти изгнание. Говорят, рабби Акива рассмеялся, увидев разрушенным Второй Храм. Еврейский народ расселяется в разные стороны от своей земли. Но мудрецы уже позаботились о соплеменниках. Еще в начале восстановления Храма знатный представитель священнического рода – Ездра вводит обучение всего народа. Он же является родоначальником Великого собора. Позднее, с противостоянием активному влиянию греческих обычаев, возникает Синедрион – высший суд, получивший духовную власть в Иудее. Тогда возникают партии фарисеев и саддукеев, расхождения между которыми с течением времени все усиливались. И несмотря на немалое возвышение в духе первопоселенцев, которое было завоевано Маккавейской войной, верховная власть оказывается низведена и Храм разрушен. Но поколениями ранее уже весь народ был образован, а носителями духовных сокровищ становились главы школ. Благодаря такому устройству, реформированному Гилелем, народ Израиля был подготовлен к жизни в рассеянии. Восстание Бар Кохбы выразило характер отчаянных притязаний на восстановление центральной святыни. Однако с его поражением настали тяжелые времена. По некоторому прошествию времени, с подъемом в изучении закона, выходит сборник Мишны. С различными комментариями к ней образован, в период разрушения Храма, Талмуд.

Новейшая история

Современный этап характеризуется наличием в нем перечисленных выше форм изгнания и восхождения. Может показаться, что пронизанные историей примеры специфически ограниченны. И это вероятно так. В землю Израиля подъем должна предварять подготовка. Ведь за скупыми словами, тем более Торы, подчас скрывает себя вся глубина чувств и переживаний человека, наше прошлое и будущее.

 

Олег Сафронов

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.