Сад камней

«Особенность возвышенных зрелищ состоит в том, что они захватывают все души. И всех превращают в зрителей происходящего.» (В. Гюго)

В природе заложена огромная мудрость. Достаточно присмотреться, чтобы заметить, что все имеет смысл. И ничто не происходит просто так. Программа жизни находится во всем. Даже в маленьком камне существует жизнь. И он тоже чувствует. Смысл его жизни в том, чтобы сохранить себя в первозданном виде.

         Сад камней

Сады камней – это абсолют японского символизма. Они подразумевают развитие воображения через созерцание. Много свободного пространства в саду камней предусмотрено не случайно: в такой пустоте японцы видят свободу, будущее, безбрежность мира.

Сад камней имеет мужское начало; камень ассоциируется со светлой мужской силой. Вода же в стране восходящего солнца олицетворяет темное женское начало. Почему же в стремлении к светлому японцы не отказались от водных мотивов? Потому что «в мире все гармонично, и не может существовать благодаря одному началу.» А сад для восточных народов – модель мира. 

Изначально сады камней в Японии создавались при Храмах. Их предназначение – в уединении человека, в ощущении мировой гармонии и мыслях о вечном. Ведь только в уединении человек может сосредоточить сердце на молитве.

Отношение к камню как к живому существу поражает, но японцы не пионеры в своем мировоззрении.

Евреи не только первыми предложили человечеству такой взгляд на природу, разделяя ее на четыре уровня: неживой, растительный, животный, человек. Они пошли еще и дальше, говоря о том, что каждый уровень обладает не только определенным количеством жизненной энергии, но и находится в постоянной связи, просьбе к Источнику жизни, который их создал.

Эта просьба по своей сути –  внутренняя пустота, которая требует своего наполнения. Ведь природа стремится к равновесию всех своих уровней и поэтому не терпит пустоты. Этот непрерывный процесс «пустота – наполнение», если задуматься, и является нашей жизнью. В камнях она минимальная – сохраниться в первозданном виде. Внутренняя потребность привести систему к равновесию на всех ее уровнях и является основной программой природы. Евреи писали об этом много тысяч лет назад. При таком видении действительности все с легкостью складывается в единую картину. Человеку постоянно чего-то не достает. Будучи «рабом» наполнения, он является полностью управляемым. «Венец природы» при ближайшем рассмотрении является существом весьма примитивным. Пустота (страдания), наполнение (наслаждения). Так и бежит по кругу. Меняются только обертки. За время своего развития человечество изменило лишь формы и виды наполнений. И если хоть на миг остается незаполненным в своих пустых ощущениях, то тут же требует заполнить пустоту. Иначе плохо ему, невыносимо плохо. И увеличивая пустоты, развивают нас, одновременно заставляя страдать. Пока не приведут к такому внутреннему вакууму, который заполнить невозможно, потому что все известные формы и виды наслаждений не в состоянии это сделать. И тогда зарождается в человеке вопрос: «Что же дальше?» А вопрос – это всегда поиск. И ответ существует. Евреи его уже давно нашли. Говорят они, что надо попросить Источник, который все создал, раскрыть настоящую картину мира. Цельную картину всей природы и человека в ней, как части ее. Для этого от человека не требуется многого, а лишь попросить. И на этот раз – да, будет его просьба искренней и серьезной; ведь речь идет о жизни, в которой присутствует настоящий смысл.

Елена Фридман

 

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.