Причина всех проблем в мире
Можно подумать, что чума «Черная смерть» в 14 веке, убийство русского царя в 1881 году, поражение Германии в Первой мировой войне, появление вируса СПИДа, финансовый кризис 2008 года и Covid-19 не имеют ничего общего. Но нет, ошибаетесь. В глазах миллионов людей все эти трагедии с незапамятных времён совершил один и тот же виновник: евреи.
Когда антисемиты говорят: «Гитлер был прав», они соглашаются с его мнением о том, что от евреев исходят все проблемы в мире. Это может быть трудно признать, но идеология геноцида Гитлера и тирада актера Мела Гибсона «Евреи несут ответственность за все войны в мире», или утверждение генерала в отставке Уильяма Бойкина: «Евреи – проблема; евреи – причина всех проблем в мире», – все они проистекают из одного и того же прочного убеждения: если что-то пойдет не так, то это из-за евреев.
Сегодня это же убеждение заставляет людей полагать, что евреи создали Covid, что они инициировали и организовали работорговлю и что они несут ответственность за страдания черных в Америке. Один и тот же сценарий повторяется на протяжении всей нашей истории.
Единство или антисемитизм
Уроженец Украины Василий Шульгин был высокопоставленным членом Государственной Думы российского парламента до большевистской революции 1917 года. Он открыто и гордо объявил себя антисемитом.
В своей книге «Что нам в них не нравится…» Шульгин анализирует свое восприятие евреев и то, что, по его мнению, они делают неправильно. Шульгин жалуется, что «евреи в 20 веке стали очень умными, эффективными и энергичными в использовании идей других людей». Но совершенно неожиданно он резко отворачивается от банального анализа и заявляет: «[Но] это не занятие учителей и пророков, не роль наставников слепых, не роль носителей хромых.» Это заявление есть искренняя точка зрения Шульгина.
Он уверенно говорит о народе Израиля как о призванных наставниках и учителях, не исполняющих возложенную на них роль. Очевидно, что ненависть антисемита является следствием невыполнения евреями своей функции.
Мы можем этого не осознавать, но то, что мир просит от нас, – это обратиться к единственному принципу, который мы дали миру, но никогда полностью не практиковали: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Сегодня этот постулат кажется надуманным; ведь мы сами не сделали даже первого шага в этом направлении, и пока мы этого не сделаем – мир будет продолжать обвинять нас в своих бедах.
Нам было поручено быть «светом для народов», и до сих пор никто не освободил нас от этой миссии. Сегодняшний мир, наполненный темной ненавистью, нуждается только в одном – свете единства, и народы чувствуют, что наша задача – донести его до них.
Нам никого не нужно учить; нам нужно подавать пример. И единственный для этого способ – объединиться между собой. Пока мы ненавидим друг друга, мы не «поднимаемся на ту высоту, на которую [мы] очевидно поднялись», как говорил Шульгин.
Антисемиты ненавидят нас, потому что уверены, что «мы ведем все войны». Ведь мы подаем пример ненависти вместо единства.
Мы не должны думать, что нейтральная внешность или вступление в ряды ненавистников Израиля спасут нас от меча. Обращенные евреи в Испании попробовали это и навлекли на себя инквизицию. Евреи-антисионисты попробовали это в нацистской Германии, и это навлекло на нас Холокост. Единственное, что мы должны сделать, – объединиться над нашими различиями. И это единственное, что спасет нас от нового Холокоста.
Леа Исраэли
Немецкие психологи провели исследование, доказывающее психологическую базу антисемитизма в современном мире. В его основе лежит механизм психологической защиты, который включается при появлении чувства вины. Этот механизм хорошо изучен в приложении к межличностным отношениям, но, как выяснилось, он работает и на уровне социальных групп. Психологические эксперименты показали, что антисемитизм появляется при провоцировании чувства вины по отношению к евреям. Однако он остается в виде скрытых эмоций, сдерживаемых официальными общественными нормами.
Гипотетически психологи сходились на том, что корни современного негативного отношения к евреям нужно искать именно в области психологической защиты от чувства вины. Но доказать это еще никому не удавалось. Главная трудность заключалась в том, что в Германии все моральные и этические нормы, не говоря уже о юридических, порицают антисемитизм. Поэтому трудно добиться от респондентов искренних ответов. Мало кто даже в приватных или анонимных опросах решится признаться в нарушении моральных норм. Чтобы получить правдивые ответы, авторы использовали метод фиктивной проверки (bogus pipeline, BPL): участнику эксперимента говорят, что специальные датчики будут фиксировать, отвечает ли он правдиво или фальшивит, присоединяют его к бутафорскому аппарату, а после этого просят заполнить нужный тест. Люди обычно боятся, что их поймают на лжи, так что правдивость ответов при таком методе резко возрастает, даже если затронуты скользкие темы.