Народ Израиля всегда вызывал и продолжает вызывать повышенный интерес у всех народов. Эти «потомки Авраама» прошли годы изгнаний, расцвета и упадка, были рассеяны по всему миру и в наши дни опять возродились на своей исторической родине. И все эти годы они несли с собой свои традиции и собственные праздники, которые помогали им пережить несчастья и радоваться жизни.
Все еврейские праздники в скрытом виде рассказывают нам о поступенчатом пути выхода народа Торы из тьмы, огромного эгоизма и ненависти в отношении свойства любви и отдачи, которое соответствует высшему миру и противоположно нашему миру.
Каковы же еврейские праздники в их традиционном понимании?
Отсчет всех еврейских праздников, конечно же, начинается с празднования Нового Года – Рош-а-Шана, в переводе с иврита, «голова года». Отмечают его первые два дня месяца тишрей. В эти дни решается судьба каждого еврея на целый год. Этот праздник соответствует началу сотворения мира. В семьях собираются за празднично накрытым столом. Обычно готовят рыбу (символ плодородия), халу, голову барана, едят фрукты и овощи. В этот день трубят в шофар, сделанный из рога животного.
Через десять дней наступает Йом Кипур. Это день раскаяния и самоочищения – Судный День.
Затем следует праздник шалашей – Суккот. Он отмечается 15 тишрея и помогает вспомнить еврейскому народу о его жизни в пустыне, после бегства из Египта.
Очень радостный праздник Симхат Тора сопровождается веселыми шествиями в синагогах со свитками Торы, с песнями и плясками, что происходит 22 тишрея.
Ханука празднуется 25 кислева и длится целых 8 дней. Она означает обновление. В этот период зажигают от одной до восьми ханукальных свечей, что символизирует случившееся когда-то чудо. Еврейский народ во главе с Иудой Маккавеем освободил Храм от греко-сирийцев. Масло для светильника, которого обычно хватало только на день, горело 8 дней.
15 швата отмечают Ту би-Шват. Это начало следующего урожая и Новый Год деревьев.
В Пурим евреи могут выпить и повеселиться на славу. Он празднуется 14-15 адара и сопровождается чтением Свитка Эстер и шумом трещеток при упоминании врага еврейского народа – Амана. Слово Пурим переводится как «жребий». В этот день еврейский народ был избавлен от истребления благодаря царице Эстер, праведнику Мордехаю и объединению всего иудейского народа в общей молитве к Богу.
В Песах еврейский народ вышел из Египта. Он приходится на 15 нисана и длится семь дней. В эти дни едят пресный хлеб (мацу) и вспоминают о событиях тысячелетней давности.
Лаг ба-Омер связан с величайшим мудрецом еврейского народа рабби Акивой. В этот день разводят костры и ездят на могилу рабби Шимона.
Череду праздников завершает Шавуот – праздник дарования ТОРЫ. Отмечается он 6 сивана, на пятидесятый день Омера.
Тиша бе-Ав – день скорби. Все самые печальные события в истории еврейского народа – от разрушения храмов до годов гонений и несчастий – произошли именно в этот день.
Какая волшебная сила заложена в еврейских праздниках?
Все вышеописанные праздники еврейского народа не случайны – они тесно связаны с духовной работой народа Торы. Они все происходят не только снаружи, но, самое главное, – символизируют изменения внутреннего состояния. Эти этапы проходит каждый человек, который после долгих страданий приходит к вопросу о смысле жизни. И когда он так же, как Адам, ищет связь со своим духовным корнем, Творцом, он проходит много циклов, ступеней по духовной лестнице. Каждый такой круговой цикл одной ступени и символизируют все еврейские праздники.
И когда человек решает начать новую жизнь, для него наступает его первый Новый Год.
Потом он проходит осознание своего эгоизма, который ярко освещается в Йом Кипур и указывает ему место для работы.
И затем он строит над своими злыми желаниями покрытие (шалаш), который создает тень над его эгоизмом. И если он готов усмирить свой эгоизм, к нему приходит свет праздника Суккот.
Этот свет светит в полную силу в веселый праздник Симхат Тора – «Веселье Торы».
Если человек продолжает свое исправление и правильно организует в себе три внутренних свойства: «свеча», «масло» и «фитиль», – то тогда состояние, к которому он пришел, можно назвать «Ханука» (от слов «хану ко» – «остановились здесь»). И он имеет в самой середине пути короткую передышку.
Если он правильно применяет полученную им Тору, то приходит к плодам своего труда. Эти плоды он получает в «Ту би-Шват» – Новый Год деревьев. Это является итогом всей работы человека.
Пурим символизирует окончание исправления всей души и соединение ее с Творцом, с законом вечной любви и единства.
Песах – «пасах» – «перескакивающий». Праздник Песах соответствует выходу человека из эгоизма. Он начинает ощущать не только этот мир, который мы познаем в пяти органах чувств, а обнаруживает у себя новый, шестой орган чувств. И так он выходит в духовный мир.
Лаг ба-Омер освещает нам память о рабби Шимоне Бар Йохай. Великий Каббалист, написавший книгу Зоар, в этот день покинул наш мир.
В Шавуот человек получает Тору, инструкцию к исправлению.
И не случайно круг всех праздников завершает самый страшный из них, Тиша бе-Ав. Это все происходит для того, чтобы все зло мира собралось вместе. И тогда при помощи Торы (инструкции к исправлению) и усилий каждого из нас зло будет побеждено добром.
И мы вдруг ощутим себя в другом измерении, где все наши свойства поменяются на противоположные, и мы станем подобными ТВОРЦУ!
Раиса Глухова
Интересно было почитать , спасибо автору