Мы часто молимся, шепча
Свои заветные желанья,
Мы судим мир и в нем себя,
И не находим оправданья
Своим намерениям ко злу,
Минутным слабостям, порывам.
И устремляемся к добру –
К любви настойчивым призывам.
Наверное нет ни одного человека на земле, который хотя бы раз в жизни не обращался с просьбой к небесам. При этом совсем не важно верующий он или атеист.
Кто-то обращается к Силам Природы, кто-то к Вселенскому Разуму, кто-то к Высшей Силе… Всех объединяет одно – щемящее чувство безысходности, отчаяние от невозможности справиться с нависшей проблемой самостоятельно.
Для такого случая у евреев существует «Молитва, предваряющая молитву», составленная с любовью и заботой о ближних каббалистом рабби Элимелехом из Лиженска. Не смотря на то, что со дня смерти рабби прошло уже более трех столетий, его молитва до сих пор востребована.
И это не удивительно: ведь читающий ее ощущает себя частью великого замысла, воплощающего идею изменения его внутреннего мира, а с ним – и всего, что его окружает.
«Внемли благосклонно… возносящих мольбу к Тебе, взывающих о помощи и сломленных духом.»
«…не бунтом и преступлением вопреки воле Твоей действовали мы против запретов и заветов Торы Твоей и заповедей Твоих, но лишь из-за низкой страсти, постоянно горящей внутри нас, не успокаиваясь и не утихая, пока не приводит она нас к вожделениям этого низменного мира, к ничтожной суете его, постоянно путая мысли наши.»
Признавая суетность нашего бытия, о которой упоминал еще царь Соломон в книге «Коэлет», мы постепенно начинаем задумываться о том, зачем нам нужна бесконечная гонка за надуманными смыслами, несущими проблемы, решение которых заводит в тупик:
«Даже в час, когда мы хотим молиться перед Тобой и просить о душе нашей, эта низкая страсть смущает мысли наши со всей изощренностью своей, и не можем мы устоять против этого, ибо слаб наш разум, мозг обессилен и нет больше сил терпеть множество бед, забот и траты времени.»
Пытаясь оторваться от бесконечных расчетов «хорошо – плохо мне», мы начинаем искать нечто важное, то, к чему стоит устремиться. Начинаем замечать насколько велико влияние окружения и значима добрая связь с людьми, направленными на ту же цель:
«Удостой нас, Отец наш вознесенный, преисполненный милосердия, чтобы соединили мы вместе наши сердца, мысли, речи, дела, все движения наши, все наши чувства, известные нам и еще неизвестные, проявленные и скрытые – чтобы всё объединилось навстречу Тебе в истине и чистоте, без какой бы то ни было порочной мысли.»
Эта молитва как будто выворачивает изнутри, показывая все то, что мешает человеку сблизиться с близкими по духу, познав радость раскрытия между собой Силы доброй взаимосвязи:
«Пробуди же сейчас великое милосердие Свое и милость Свою к нам, дабы изгнать и искоренить злое начало, находящееся внутри нас, чтобы оставило оно нас и удалилось от нас, и не совращало нас, уводя от служения Тебе.»
Она как бы приоткрывает занавес, и мы начинаем наблюдать за собой со стороны, обнаруживая, что причина неспособности объединиться с другими кроется внутри нас самих:
«И никакая дурная мысль не войдет в сердца наши – ни наяву, ни во сне ночном, в особенности в то время, когда стоим мы в молитве пред Тобою или в час изучения Торы Твоей.»
Понимая, что все наши личные усилия подняться над мыслями мешающими, уводящими от раскрытия доброй связи, дающей поистине настоящую радость и наслаждение, мы взываем к Создателю о помощи, ибо осознаем, что не в наших силах что-либо изменить самостоятельно:
«Удостой нас, Отец наш вознесенный, преисполненный милосердия, чтобы соединили мы вместе наши сердца, мысли, речи, дела, все движения наши, все наши чувства, известные нам и еще неизвестные, проявленные и скрытые – чтобы всё объединилось навстречу Тебе в истине и чистоте, без какой бы то ни было порочной мысли.»
Получив объединения сердец, ощущаем, насколько важно оно как для стремящихся к нему, так и для Того, кто эту связь осуществляет. Ибо к этому внутреннему призыву Он готовил нас все время:
«Укрепи нашу связь любовью к Тебе, ведь открыто и известно Тебе, что мы желаем во всем доставлять наслаждение Тебе, и это – суть намерений наших.
А если нет у нас разума устремить сердца наши к Тебе, Ты научи нас, чтобы мы по-настоящему познали задуманное в Твоем добром желании.
Обо всем этим мы молимся пред Тобой, Всевышний, преисполненный милосердия. Да будет принята Тобой молитва наша в милости и желании. И да будет на то воля Твоя.»
Да будет молитва ваша, исходящая из глубины сердца, всегда услышана, а «Молитва, предваряющая молитву» Ноам Элимелеха станет верным помощником, направляющим на правильный курс на нелегком пути к совершенству.
АМЭН
Алла Певзнер