Еврейский календарь на 2019 год полезная информация

В каждом наступающем году мы всегда с трепетом ожидаем чуда. А в этом Новом 2019 особенно. Необычным является само время, в котором мы живем. Период развития всех предыдущих формаций подходит к концу, мир уже не хочет и не может жить по-старому. Свежий ветер перемен  настигает весь земной шар. Мы стремительно несемся вперед, в будущее!!! Каким оно будет?

У еврейского народа на протяжении всей истории случалось много чудес. Почти все праздники нашего народа связаны с историческими событиями. Это и выход евреев из Египта, во время которого как в сказке расступилось море. И волшебное освобождение иудеев от массового уничтожения в Персии, в честь которого празднуется Пурим. А так же праздник Ханука, который выражает огромную радость народа Торы по поводу освобождения от насильственной эллинизации и большому чуду, случившемуся тогда. Кувшинчик с маслом, которого хватило бы только на один день, горел целых восемь дней.

Каждый еврейский закон, каждое событие, каждый праздник выражают определенный аспект духовной работы. Все события, указанные в Святых книгах, описывают непростой процесс становления народа в единую общность.

ЕВРЕЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ

На первый взгляд законы и обычаи, связанные с еврейскими праздниками, могут показаться странными и непонятными. Но тому, кто захочет познакомиться не только с внешними атрибутами, а и с внутренней сутью праздников народа Торы, откроется новый неизведанный мир.

Приглашаем Вас вместе прикоснуться к этим удивительным вехам на пути еврейского народа.

21 января(15 швата 5779) Ту би-Шват

Работать не запрещено.

Традиции

Ту Би-Шват – это не обычный праздник. В переводе он означает Новый год Деревьев. Еще в древнем еврейском государстве, по предписанию Торы, было принято ежегодно отделять десятую часть от урожая служителям Храма и бедным. Этот праздник установили еврейские мудрецы для отделения урожая одного года от другого.

Новый год Деревьев  характерен повсеместной посадкой саженцев разных растений. Существует традиция посвятить дни праздника прогулкам на природе, чтобы почувствовать свое единение с ней.

Внутренняя суть

Ту би-Шват является не только праздником деревьев. Так же как и дерево, посаженное в благоприятную почву, приносит замечательные плоды, каждый человек, попавший в хорошее окружение, способен вырасти и реализовать весь свой потенциал.

Еврейские мудрецы проводят параллели между ростом плодоносного дерева и взрослением человека. В результате своего созревания дерево дарит нам свои спелые плоды. Так и мы, правильно развиваясь, выполняем свое предназначение в этом мире – дарим свою любовь другим людям.

20 марта (11 адара 5779) Пост Эстер

Традиции

Обычно пост Эстер наступает 13 Адара с утра и заканчивается c наступлением сумерек. Но, так как в текущем году 13 Адара – это суббота, то пост соблюдается в четверг, предшествующий этой субботе. Пост символизирует события Пурима, когда, по просьбе царицы Эстер, в течение трёх дней все евреи молились и постились. Потому во время поста запрещено есть и пить.

Внутренняя суть

Евреи всегда объединяются, благодаря нависшей над ними угрозе уничтожения. Так было в те далекие времена, в период правления царя Ахашвероша, около 2400 лет назад. Точно так же это происходит и сейчас, во времена большой опасности. Будем надеяться, что народ Торы сможет все-таки объединиться в любви и согласии друг с другом без внешних угроз, и тогда  все беды и несчастья будут обходить его стороной.

21 марта (14 адара 5779)  Пурим

Работать нежелательно.

Традиции

Пурим символизирует память о спасении евреев во времена правления царя Ахашвероша в Персидском царстве. Название праздника происходит от слова «пур», означающего «жребий». Главный министр царя бросал жребий, чтобы выбрать день для уничтожения иудеев. Но произошло чудо – благодаря усилиям царицы Эстер, праведника Мордехая и молитве всего еврейского народа, чудовищный замысел Амана обернулся против него самого. Весь еврейский народ был спасен, а Амана казнили.

В честь славного освобождения в этот день принято устраивать веселые карнавальные представления. Главным лакомством являются хрустящие печенья с разнообразной начинкой, которые носят название – «уши амана». А также принято выпивать столько вина, чтобы не отличить злодея Амана от благословенного Мордехая.

Внутренняя суть

Во все времена существования еврейского народа постоянно появлялись подобные «Аманы», которые пытались его уничтожить. И самое интересное, что подобные гонители всегда возникают именно тогда, когда иудеи хотят раствориться в других народах, то есть быть как все остальные.

Так было и во времена правления царя Ахашвероша. Тогда, после разрушения Храма, евреи оказались в плену на территории современного Ирана. Они там очень хорошо освоились, смешались с тамошним обществом и забыли о своем предназначении. И тогда, чтобы собрать народ Торы вместе, наступили те грозные события, о которых повествует нам праздник Пурим.

То же происходит и в наше время. Мы наблюдаем антисемитские выступления во многих странах, и в самом Израиле. Пора бы нашему народу усвоить уроки истории и задуматься, чем евреи отличаются от других народов.

И когда главный принцип Торы – возлюби ближнего как самого себя – станет главным во взаимоотношениях всех евреев, то сразу исчезнут все антисемиты-аманы и на земле воцарятся мир и счастье.

19 – 26 апреля (15 – 21 нисана 5779) Песах

19 и 26 апреля работа запрещена.

Традиции

Песах или еврейская Пасха празднуется в память о выходе евреев из египетского рабства под предводительством Моше (Моисея). Этот праздник отмечается в Израиле 7 дней, из которых 1-й и 7-й являются нерабочими днями. За границей праздник длится 8 дней, и принято не работать 2 первых и 2 последних дня.

Праздник начинается с очень кропотливой и трудоемкой подготовки. Необходимо навести практически идеальную чистоту во всем доме. Не должно остаться даже крошки хлеба. Потому что все дни Песаха евреи вместо хлеба едят только мацу. При ее приготовлении очень важно избежать процесса брожения, для чего используется специальная технология. В тесто не добавляются дрожжи и оно постоянно перемешивается в течение 18 минут.

Во время праздничной трапезы читают пасхальную Агаду и ставят на стол специальные символы, напоминающие об исходе из Египта.

Внутренняя суть

Как мы знаем, в Песах евреи освободились из египетского рабства. А на самом деле здесь говорится об освобождении человека от своих эгоистических желаний. Именно для этого и производится столь тщательная уборка жилища. Потому что словом «дом» здесь обозначается человеческое сердце, которое очищается от мыслей только о себе. И тогда в него можно вложить любовь к ближнему.

Само название еврейского праздника Песах происходит от слова «Пасах», обозначающего преодоление эгоизма и переход от ненависти к любви.

Моше, который вывел евреев из рабства, олицетворяет первое пробуждение в человеке духовных потребностей и поиск новых ценностей, выше нашего материального мира.

Вся терминология еврейской Пасхи несет нам очень важное духовное значение. Фактически здесь рассказывается о духовном выходе человека из тьмы к свету, из желаний только для себя к желаниям все отдавать другим. То есть это рассказ о прорыве в новую прекрасную  реальность.

9 мая(5 ияра 5779) День независимости Израиля

Выходной день.

Традиции

Праздник независимости Израиля или Йом а-Ацмаут связан с возрождением Израиля. В 1948 году, на заседании, которое проходило в Тель-Авиве, Давид Бен-Гурион подписал Декларацию независимости еврейского государства.

Этот день является нерабочим и израильтяне в массовом порядке отправляются на пикники.

Внутренняя суть 

Что же на самом деле означает слово независимость?

Согласно высказыванию еврейских мудрецов, под независимостью подразумевается осознанный выбор народа Торы пути развития, который описывается в этой Святой Книге. А это исправление отношений между нами. Только тогда, когда весь еврейский народ объединится в любви друг к другу, Израиль достигнет настоящей независимости.

23 мая (18 ияра 5779) Лаг ба Омер

Работа разрешена.

Традиции

В Лаг ба Омер весь Израиль озаряется кострами.

В этот день мы радуемся тому, что закончилась огромная эпидемия. Она унесла жизни 24000 человек – учеников великого рабби Акивы.

Этот праздник посвящен также известному каббалисту Шимону бар Йохаю (РАШБИ), который считается автором книги Зоар. РАШБИ был одним из тех, кто выжил после эпидемии. И в этот же день, много лет спустя, он ушел из жизни.

Название праздника Лаг ба Омер означает 33-й день отсчета. 1-й день приходится на Песах и продолжается до праздника Шавуот, наступающего на 50-й день отсчета.

Внутренняя суть
Во время отсчета обычно читают из молитвенника (сидура) просьбу к Творцу о том, чтобы благодаря подсчету омера исправились все повреждения в сфире. Затем называют сфиру, например, гвура. Такие слова, как «сфира», «гвура» являются каббалистическими терминами. Это потому, что праздник Лаг ба Омер основан каббалистами.

Книга Зоар – один из важнейших источников каббалистической мудрости – была написана во 2-м веке нашей эры в пещере Идра раба рабби Шимоном и его учениками. Тысячи лет эта книга скрывалась от людей. И это происходило потому, что человечество еще не было готово к этим знаниям.

И только в наше время, как и было предсказано еврейскими пророками, книга Зоар раскрывается всему миру. В ней описывается путь выхода всего человечества из тупика, в который оно сегодня зашло. Как при помощи единства и взаимного поручительства между людьми привести в действие позитивную силу, заложенную в природе.

9 июня (6 сивана 5779) Шавуот

Работа запрещена.

Традиции

Шавуот приходится на 50-й день от Песаха. В этот день мы празднуем самое значимое событие в истории еврейского народа – дарование Торы. Руководитель народа Моше взошел в этот день на гору Синай и спустился вниз со Скрижалями Завета.

На празднично накрытом столе в этот день можно увидеть в основном молочные блюда.

Внутренняя суть   

Молоко олицетворяет свойство отдачи и любви. Оно подобно чистой любви матери к своему ребенку. В праздник Шавуот употребляются блюда из молока для того, чтобы напомнить нам, для чего была дарована Тора. А дана нам Она для того, чтобы с Ее помощью исправили желание получать все для себя на любовь и отдачу ближнему.

20 июля(17 тамуза 5779) Пост 17 Тамуза

Работа разрешена.

Традиции

В этот день начинается трехнедельный период траура еврейского народа по утраченному Храму. С рассвета до заката солнца не едят и не пьют даже простую воду.

В Талмуде упоминается о 5-ти бедствиях, произошедших 17 Тамуза.

1. Моше разбил первые Скрижали, которые он получил на горе Синай.

2. Перед разрушением Первого Храма стало невозможно приносить в жертву животных, что было предвестником несчастий.

3. В период Второго Храма была разрушена городская стена.

4. В период правления царя Антиоха была сожжена Тора, что явилось причиной восстания Маккавеев.

5. Именно в этот день во Втором Храме поставили статую идола.

Внутренняя суть

У еврейского народа все исторические события имеют свой духовный корень. Начиная с 17 тамуза последующие недели управляются корнем под названием «Швират келим». Это означает разбиение сосудов. Мудрецы Торы объясняют нам, что все трагические события, имевшие место с момента образования народа и до прихода великого каббалиста Ари, должны были произойти по изначальному замыслу Творца.

Еврейский народ во времена обоих Храмов представлял собой единый сосуд или, другими словами, общее желание любви и отдачи ближнему. Народ Торы должен был рассеяться между другими народами. И это только для того, чтобы, присоединив к себе мысли и желания народов мира, вновь воссоединиться в единый народ и восстановить утраченную любовь.

10 августа (9 ава 5779) Пост 9 Ава

Работа разрешена (выборочно).

Традиции

9 Ава или Тиша бе Ав является национальным днем траура еврейского народа. В этот день соблюдается очень строгий пост: не едят и не пьют от захода солнца предыдущего дня до захода следующего дня.

Самые трагические события в истории иудеев происходили именно 9 Ава.

Это разрушение Первого и Второго Храмов. Также в этот день начался 1-й крестовый поход, который привел к массовой резне евреев. 9 Ава европейских евреев обвинили в организации эпидемий чумы. Начало массового изгнания иудеев из Испании, Англии и других стран также пришлось на этот день. И еще множество других бед: евреев Рима переселили в гетто, Богдан Хмельницкий устроил резню, начались погромы в России, депортация евреев из Варшавского гетто, начало действия лагеря смерти в Треблинке.

Внутренняя суть

Вместе с тем еврейскими мудрецами предсказано, что 9 Ава станет самым светлым днем для всего человечества. В этот день будет восстановлена разрушенная связь между нами.

Поэтому именно 9 Ава считается датой рождения Машиаха. Слово Машиах происходит от ивритского «мошех», то есть вытаскивать, вытягивать. Здесь говорится не о конкретном человеке, а об особой силе, которая вытянет нас из открывшейся между людьми ненависти и разделения и соединит в общий сосуд для наполнения любовью, то есть соединит нас с Творцом.

Именно для такого окончательного исправления (Гмар Тикуна) человек должен достигнуть состояния «разрушения Храма» внутри себя. И когда он полностью поймет свою природу – разъединение и ненависть, тогда придет сила «машиах» и избавит его от зла. И 9 Ава превратится в самый счастливый день –  день Любви и Объединения всего мира.

16 августа (15 ава) Ту бе-Ав

Рабочий день.

Традиции

Ровно через неделю после самого печального дня в еврейской истории, 9 Ава, наступает очень счастливый день – день Любви – Ту бе-Ав. В этот день принято в Израиле дарить букет цветов любимой девушке, но если не цветы, то хотя бы конфеты или шоколадку. По всей стране  можно встретить свадебные церемонии – хорошая примета сыграть свадьбу именно 15 ава.

Такие приятные обычаи праздника Любви берут свои начало в древней истории еврейского народа.

А все начиналось с очень печальной и жестокой истории ненависти между коленами Израиля. Однажды один человек из колена Леви, повествует нам книга «Шофтим», шел домой со своей наложницей и остановился ночевать в доме колена Беньямина.

Ночью некие нечестивые люди украли эту наложницу, надругались над ней, что привело к смерти женщины. Это известие, как гром, ударило по всем коленам иудеев. Началась братоубийственная война, и колено Беньямина было почти полностью уничтожено. После всего произошедшего это колено стало изгоем и было запрещено выдавать своих дочерей за его представителей.

Такая ненависть лежала тяжелым грузом на всем еврейском народе. И вот 15 Ава бойкот был снят, все колена вновь примирились и мужчинам из колена Беньямина разрешили взять себе в жены девушек из города Шило.

Внутренняя суть

Эта печальная глава нашей истории закончилась счастливо – наступил конец жестокой вражде в еврейском народе. Говорится, что не было в истории иудеев более прекрасного дня, чем тот день, когда все колена объединились в братской любви.

Так и сегодня, по прошествии почти трех тысяч лет, наш народ разрознен и раздроблен на множество партий и течений. И так же, как и в те далекие времена, евреям необходимо подняться над ненавистью и разногласиями и покрыть все любовью.

Именно о такой любви, любви без границ, без личной выгоды, о чистой и бескорыстной, напоминает нам замечательный праздник Ту бе-Ав.

30 сентября (1 тишрея 5780) Рош а Шана

Работа запрещена.

Традиции

Первые два дня месяца тишрея евреи празднуют наступление Нового года. В эти дни устраиваются пышные трапезы с включением всех соответствующих этому празднику символов. На столе должна быть в обязательном порядке рыба с головой, что соответствует дословному переводу названия «Рош а Шана» – «Голова года». Этим подчеркивается наше желание быть головой, а не хвостом. Гранат, состоящий из множества ярко-красных зерен, олицетворяет весь народ Израиля, который стремится стать одним целым. Яблоки и мед на праздничном столе подчеркивают наше пожелание «Сладкого Нового года» друг другу, что подразумевает приятный вкус нашего нового доброго отношения внутри народа.

На этот праздник принято трубить в Шофар, тем самым приближая приход Мошиаха.

Внутренняя суть

Еврейский Новый год в корне отличается от праздников других народов. Потому что все праздники народа Торы рассказывают нам о духовном постижении иудеев.

Еврейские мудрецы донесли до нас, что в Рош а-Шана мы отмечаем рождение первого человека – Адама. Имя Адам нам хорошо знакомо из Торы, в которой рассказывается о 5-ти днях сотворения мира и о том, как на 6-й день был создан венец творения – человек.

Согласно другой версии, Адам – это реальный человек, живший  5778 лет назад. А особенен он тем, что первым раскрыл связь всего существующего на земле с Творцом.

Есть еще одна версия: согласно каббалистическим источникам Адам – это особая структура, которая является общей душой. Не вдаваясь в подробности, поскольку это большая отдельная тема, скажем только о том, что именно эта Душа или Адам и есть то единственное, что было создано Творцом. Потом эта Душа разбилась на мелкие части, что на языке Торы мы называем «грехопадение Адама». Именно поэтому мы ощущаем себя не связанными, не любящими друг друга.

И теперь, по прошествии тысяч лет,  мы, как зернышки граната, желаем вновь собраться в единое целое, в общую структуру Адам.

А путь к такому объединению всего мира могут проложить только евреи. Не случайно на праздничном столе присутствует голова рыбы. Этот символ нам прямо указывает на наше место в движении всего человечества к конечному исправлению. Быть головой, а не хвостом – вот в чем предназначение Израиля.

9 октября (10 тишрея 5780) Йом-Кипур

Работа запрещена.

Традиции

Этот «День искупления» или «Судный день» является самым важным в иудаизме. Он наступает через десять дней от Нового года. В Йом-Кипур целые сутки соблюдают строгий пост. Кроме обычного в период постов запрета на еду и питье, в этот день запрещено мыться, пользоваться косметикой, носить изделия из кожи, а также запрещена близость между супругами. Перед праздником  производят так называемый обряд «капарот» – искупления. Останавливается движение всех видов транспорта.

Существует обычай в Йом-Кипур надевать белые одежды. А так же  желать хорошей записи в Книге Жизни.

Еще одной особенностью этого дня является чтение «Книги пророка Йоны».

Внутренняя суть

История пророка Йоны, которая читается в синагогах в Йом-Кипур, очень хорошо объясняет духовный смысл этого на первый взгляд очень сурового праздника. Его судьба напоминает нам судьбу всего еврейского народа.

А суть этой истории в том, что пророк Йона, сын Амиттая, был призван Богом отправиться в языческий город Ниневию и уличить тамошних жителей в их грехах, указав путь исправления. Йона же всеми средствами пытался избежать выполнения столь ответственного задания. Но от своей миссии не уйдешь. И вот, после многочисленных приключений: чуть не погибнув в страшной морской буре, побывав в пасти у рыбы и т.д., – он все же прибыл в город Ниневию и выполнил возложенную на него задачу.

Почему же именно эта история читается в День искупления ?

Йом-Кипур как раз тот день, когда мы подводим итоги нашей жизни за ушедший год. Страшная  буря, в которой побывал Йона, напоминает нам происходящее в нашем сегодняшнем мире. Многие люди начинают осознавать, что все наши проблемы кроются во взаимоотношениях между нами. А сам еврейский народ, которого в этой истории олицетворяет Йона, как раз и послан Творцом донести до всего мира идею избавления от многочисленных проблем. Эта идея является самой сутью народа Торы. «Возлюби ближнего как самого себя» – вот формула построения счастливого человеческого общества и носителем этой идеи изначально был народ Израиля. Нам, как и Йоне, никуда не деться от нашей миссии. Закон единства обязан исполниться сначала на уровне Израиля, а затем и  во всем мире.

13 – 20 октября (15 -23 тишрея 5780) Суккот

Работа запрещена 13,20 октября.

Традиции

Суккот отличается от других праздников тем, что все евреи целых семь дней, согласно традиции, живут в шалашах, построенных во дворе дома или на балконе. Такое необычное жилище напоминает о чуде спасения еврейского народа из египетского рабства и странствиях по пустыне. Также Суккот является праздником сбора урожая, в этот период принято обращаться к Всевышнему с просьбой о дожде для будущего урожая.

Символом праздника являются четыре вида растений, держа которые в руках нужно обязательно произнести молитву. Это лулав (пальмовая ветвь), адасим (ветвь мирты), аравот (ветвь ивы) и этрог (плод цитруса).

Внутренняя суть

Как и во всех еврейских праздниках, внешние достаточно трудоемкие атрибуты несут особый духовный посыл. Например, кровля шалаша или Сукки делается из отходов гумна и винодельни. Эти незамысловатые подробности строительства временного жилья говорят нам о том, что мы все неважные для нас вещи поднимаем высоко вверх, то есть придаем им особую ценность. Этими «неважными» для нас вещами являются любовь и взаимопомощь – основа создания еврейского народа.

А четыре вида растений напоминают нам разные свойства евреев или всевозможные течения внутри еврейского государства. Все различия между нами  проявляются только для того, чтобы мы собственными усилиями, с помощью молитвы к Творцу,  пришли к единству и согласию внутри народа Израиля.

21-22 октября( 23 – 24 тишрея 5780)   Шмини Ацерет и Симхат Тора

Работа запрещена.

Традиции

Шмини Ацерет и Симхат Тора отмечаются в конце праздника Суккот. В эти дни завершается годовой цикл чтения Торы. Новый период Чтения этой Святой Книги начинают в следующую за этими днями субботу главой «Берешит» – Начало.

Во время праздника Симхат Тора евреи радуются, поют и пляшут вместе со свитками  Торы.

Внутренняя суть

Эти дни являются кульминацией праздника Суккот и символизируют высшую степень объединения всего еврейского народа. Ведь Тора была получена только тогда, когда весь народ, стоя у горы Синай, согласился выполнять главную заповедь этой Великой Книги – «Возлюби ближнего как самого себя».

Мы знаем, как тяжело выполнять эту заповедь. Сегодня, когда наш народ разделен на множество партий и течений, особенно необходимо вспомнить о том особенном времени. И если мы сумеем правильно воспользоваться инструкцией к объединению, которая заключена в Торе, то Израиль вновь станет единым

22 – 30 декабря (25 кислева – 2 тивета) Ханука

Работа разрешена.

Традиции

Ханука – это очень веселый праздник добра и света, который отмечается в память о победе евреев во главе с братьями Маккавеями над греками. Существует предание о том, что когда евреи вновь овладели Храмом и очистили его от идолов, был найден только один пригодный сосуд с маслом для возжигания семисвечника. Но случилось чудо – масло, которого должно было  хватить только на один день, позволило семисвечнику гореть целых восемь дней.

В честь этого великого чуда в Хануку зажигают Ханукию – специальный светильник. Каждый день зажигают на одну свечу больше, и так до восьмого дня праздника.

Все восемь дней Хануки считаются рабочими, но у детей в это время бывают каникулы. В течение праздника принято готовить картофельные оладьи и пончики, жареные в масле.

Дети особенно радуются этим дням – они получают так называемые «ханукальные деньги».

Внутренняя суть

Все элементы праздника Ханука напоминают нам о борьбе внутри каждого человека и всего народа Израиля в целом.

Противостояние греческой и еврейской идеологии тогда, около 2000 лет назад, можно понять как противостояние разных желаний. Это желание иудеев (слово иудеи произошло от «йехуд» – единство) быть едиными и желание греков (Греция или Яван в переводе с ивр. означает грязь,топь) к разобщению.

Зажигание свечей символизирует нашу духовную работу: переход от ненависти к любви. Чтобы получить свет Творца (пламя свечи), нужно наше желание (свеча или масло) направить на отдачу ближнему, поднявшись над ненавистью (фитиль – «птила» – от слова порочный).

Название праздника Ханука состоит из двух ивритских слов – «Хану» (остановились) и «ко» (здесь). Мудрецы Торы рассказывают, что здесь говорится о временной передышке на сложном пути к духовному совершенству.

Если мы посмотрим на события истории, в честь которых установлен праздник Ханука, то можем проследить схожесть их с сегодняшними. История повторяется снова на новом витке. Тогда идеология греков-эллинистов – желание получать все удовольствия жизни только для себя – противостояла принципам народа Торы – все ради ближнего. Победить в тех условиях можно было лишь объединив усилия всего еврейского народа.

Так и сейчас события, происходящие в мире, показывают нам, что борьба продолжается. Мы наблюдаем усиление антисемитизма, непрекращающиеся террористические атаки внутри Израиля. Мир стоит перед угрозой атомной войны.

Праздник Ханука напоминает нам о единственном решении всех конфликтов.

Как и в те далекие времена, еврейскому народу нужно сплотиться. Так, как это происходило при выходе из Египта. Так же, как это было во времена чудесного избавления всего народа от истребления в Пурим. И точно так, как это случилось в период победы иудеев над греками в Хануку.

Это подобно чуду, которое всегда происходило с нашим народом.

Если мы все вместе захотим противостоять своей эгоистической природе, то вдруг обнаружим себя в прекрасной действительности, пронизанной Любовью и Светом Творца.

Ривка Гольдес

 

Присоединитесь к обсуждению

1 комментария

Оставьте свой комментарий
Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.