Еврейский «Джойнт» – это благотворительный комитет, цель которого оказывать помощь евреям, оказавшимся в бедственном положении. Он зародился в среде авторитетных американских евреев и лидеров общины во время 1-ой мировой войны в октябре 1914 года. Его целью была поддержка детей-сирот и еврейских семей, оставшихся без кормильцев, в Палестине. В то время в Палестине проживало приблизительно 100 тысяч евреев. Помощь оказывалась также семьям евреев-беженцев, оставшимся без имущества в других странах. В конце года этот комитет окончательно сформировался из нескольких еврейских организаций и общин Америки, и к названию американского благотворительного распределительного комитета добавилось слово «объединённый» (Джойнт).
Джойнт в стране Советов
Но беды не оставляли евреев, и «Джойнт» продолжал свою деятельность в России во время октябрьской революции и гражданской войны. Комитет оказывал помощь евреям, оставшимся без имущества после погромов в Польше и Украине. В советский период оказание помощи велось под постоянным наблюдением партийных органов. Приходилось прибегать к разным хитростям через подставные организации и частные лица. Многие сотрудники «Джойнт» на местах подвергались репрессиям. Советская власть не могла смириться с самим фактом существования американской благотворительности, означающей наличие в стране людей, нуждающихся в ней. Джойнт обвиняли в шпионаже, вредительстве и прочих антигосударственных действиях, и к началу 1950 года эта благотворительная организация была запрещена во всех странах социалистического лагеря, кроме Румынии.
Самым известным процессом, в котором советских евреев обвиняли в шпионаже и преступном сотрудничестве с организацией «Джойнт», было «дело врачей». Это дело было задумано и приурочено к большой предстоящей «акции» переселения евреев на восток – не ближний. Как тут не поверить в божественное провидение и избранность народа, которому дают страдания, но всегда спасают от полного исчезновения, ради возложенной на него миссии. И сейчас, не первый раз в истории народа, его спасли от злого фараона. В марте 1953 года умер Сталин, главный сценарист и организатор грандиозного замысла. После его смерти было приостановлено строительство бараков для переселенцев и реабилитированы честные и добросовестные исполнители клятвы Гиппократа.
Так было…
Я помню, как слово «Джойнт» вошло в моё детское сознание после самой кровавой 2-ой мировой войны. Я услышала его из уст евреев, которые вернулись в довоенные места проживания, чтобы выяснить, выжил ли кто-нибудь из родственников. После долгого нелёгкого пути из концентрационных лагерей, без всякого имущества и средств существования, они надеялись на помощь из-за океана. Если евреи, вернувшиеся живыми из лагерей или эвакуации, заявляли о себе, они могли рассчитывать на посылку с вещами первой необходимости. Слово «джойнт» было постоянно на устах окружавших меня людей и заменяло им молитву. Я была уверена, что оно из словаря языка идиш, который тогда ещё был живым языком. Я не знала перевода этого слова, мне казалось, что оно относится к внеземному существу. Позже, ещё не зная перевода, мне это слово было созвучно карточному «джокеру».
Хороша ложка к обеду
Безусловно, эта помощь была в те годы бесценна. Она попадала к конкретному адресату и давала возможность оправиться от пережитых ужасов, пока люди искали жильё и работу. Жизнь начинала входить в мирную колею с её повседневными материальными проблемами. Евреи постепенно вовлекаются в новые обстоятельства жизни в диаспоре: кто-то ассимилируется, стараясь забыть о своём еврействе, чтобы не повторилась трагедия в его жизни. Кто-то пытается создать общинную жизнь, кто-то решается уехать подальше от мест, напоминающих о Холокосте. Пропадает актуальность материальной помощи конкретным лицам.
Что дальше?
Хотя необходимость в благотворительности снижается, организация американской помощи, наоборот, разрастается. С ней происходит то, во что превращается любая благотворительность, которая начинает заботиться о своём престиже больше, чем о реальных результатах. География нуждающихся в помощи (не только евреев) расширяется, цифры финансовых затрат растут, это отражается в отчётах жертвователей. В то же время эти средства распыляются, пока доходят до адресата в Азии или в Африке через множество распределителей, организаций-посредников, ответственных руководителей. На пути распределения уже «хромает» отчётность или она сочиняется. Тяжело установить, во что обходится доставка грузов и каждый килограмм сахара или риса. В отчётах помощи евреям по программам «хеседов», культурных и религиозных программ есть строгие критерии, но сама помощь сокращается. Тогда возникает вопрос несоответствия сумм, поступающих от жертвователей, и приходящей на места помощи.
Попытаюсь дать ответ на этот вопрос. Нет надобности в таком виде помощи, который не спасает еврея от ненависти всех народов планеты. Как всегда, болезнь легче предупредить, чем лечить. Профилактика болезни под названием «антисемитизм» НЕ лежит в материальной плоскости. В «аптечке» у евреев, и в первую очередь у израильтян, есть тайное лекарство, которое нам послано Творцом – это Тора. Её главное правило – «возлюби ближнего, как самого себя» – мы просто обязаны выполнять и обучать этому своих детей.
Наше будущее
Когда мы воспитываем детей, мы стараемся их уберечь от неверных шагов, руководствуясь опытом, который сами прошли. Что мы можем сказать, какой пример показать нашим детям и внукам, как надо жить, не накликая бед, погромов, бомбёжек, ракет и ненависти остальных народов? Опыта у нас предостаточно, столько испытано видов «казней», столько потеряно жизней. Ни фильмы ужасов холокоста, ни призывы о сочувствии, ни попытки показать другим народам, какие мы умные, творческие, музыкальные, никакие попытки ублажить их благотворительностью не вызывают понимания и сопереживания у этих народов. Пока мы не ответим на вопрос, почему нас не слышат, не любят, не уважают – мы не убережём наше будущее, нашу молодёжь.
Поколение, спасшееся от смерти, обязано выяснить причину негативного отношения к евреям. А пока история повторяется, из Европы снова убегают евреи. Теперь у них осталось только одно место для спасения – Израиль. Так нас сгоняют туда, откуда мы рассеялись по миру.
Да, благотворительность издавна в традициях народа. «Джойнт» руководствуется выдержкой из Талмуда в качестве девиза — «все евреи ответственны друг за друга», но понимаем ли мы глубину этих слов? Это не только материальная ответственность. Всеми мудрецами Торы и в каббале эти слова истолковываются однозначно: понятием союза поручительства, заключённого с Творцом при получении Торы.
И стал весь народ Израиля ответственен друг за друга, так как Тора была дарована ему только после того, как был опрошен каждый: согласен ли он принять на себя выполнение заповеди «возлюби ближнего» именно так, как написано: «возлюби ближнего своего, как самого себя».
В таком виде ответственности нуждается народ Израиля, в исполнении заповеди любви. Это и есть миссия народа, ради неё, согласно пророку Ирмиягу, «великое множество возвратится сюда». Если поймём наше предназначение, покажем пример единения внутри Израиля народам мира, то успеем упредить беды и наступят дни благоденствия. Исчезнет благотворительность в таком виде, как сейчас, потому что сказано: станут евреи «заботиться о других не меньше, чем наша природа заставляет нас заботиться о самих себе».
Дора Блюм