После окончания 1-ой мировой войны были большие перемены на карте Европы. В ряду многих государств, получивших независимость, была Польша.
Четвёртая алия связана с этими переменами, хотя между третьей и четвертой волной алии не было перерыва, но новая волна была связана с притоком евреев из Польши (50 процентов четвертой алии), обретшей статус самостоятельного государства. Хотя в конституции новой независимой Польши всем её жителям были гарантированы равные права, ограничение прав и преследования евреев усилились. Очевидно, в умах националистов независимая страна представлялась мононациональной. Кроме известных ограничений на образование и род занятий, были унизительные ограничения на посещение общественных мероприятий: для евреев выделялись места в задних рядах аудиторий высших учебных заведений, дабы они не соприкасались с поляками.
По причине преследований исход евреев из Польши был вынужденным, как и переселение в Эрец Исраэль. Америка ввела ограничение на въезд – 6000 евреев со всего мира, и польские евреи решили попытать счастье в Палестине.
Левые и правые
Это были представители среднего класса, имевшие небольшие капиталы, заработанные своим ремеслом, они думали, что в «своей стране» у них будет возможность свободно расширять свою деятельность. В отличие от олим предыдущей волны поляки везли с собой мебель, инструменты, товары на продажу, денежные сбережения. Они селились в городах, открывали мастерские, мелкие предприятия, магазинчики, киоски с «газировкой». Их предприимчивость распространялась на посредничество и другие «гешефты», приносящие прибыль. Они скупали земельные участки, засаживая их цитрусовыми, и перепродавали с хорошей прибылью. Их деятельность и капиталовложения содействовали экономическому развитию городов. Иерусалим, Яффо, Хайфа, Тель-Авив застраивались новыми домами и жилыми кварталами, кафе и прочими невиданными доселе на этой земле «прелестями» европейского образа жизни.
С другой стороны, этот «вещизм» не мог не вызывать неприятия и недовольства со стороны молодёжи предыдущей алии, поднявшейся в страну ради сионистской идеи, и это был, не считая небольшого узелка с вещами, их единственный багаж. Между ними возникали горячие споры: молодые сторонники кибуцев упрекали поляков, что те приехали ради лучшей материальной жизни, в то время, как молодёжь старалась построить справедливое равноправное общество. В ответ они слышали: да, мы хотим хорошей жизни в своей стране, что плохого в том, что после работы мы хотим отдохнуть в кафе в нарядной одежде? Убедителен был их аргумент, что они на своих предприятиях и в мастерских трудоустраивают безработных.
В эти годы наметились движения «левых» – сторонников социалистического направления, представителей рабочих, и «правых» – противников социалистической модели, защищавших интересы среднего класса. Значительный рост произошёл в Гистадруте, федерации профсоюзов рабочего движения, с 4400 членов в 1920 году до 22000 в 1927 году.
Известные современники 4-ой алии
Поговорим о личностях, которые сыграли большую роль, действуя на благо представителей одной и другой стороны. Давид Бен-Гурион был представителем молодёжной волны репатриации, он беспокоился о будущем своей страны, его позиция была чёткой: стремление к наживе, к прибылям не работает на пользу идее собрать народ, рассеянный по всему миру, и чтобы пустил этот народ корни, т.е. вернулся к корням. По его словам: возвращение из изгнания – это «такое гигантское неэкономическое предприятие».
Нельзя не упомянуть инициатора «электрификации страны» – Пинхаса Рутенберга, политического деятеля из России, бывшего эсера, хорошо знакомого с Максимом Горьким. Отказавшись от своих политических взглядов, он прибыл в Эрец Исраэль, и благодаря собственной энергичной деятельности, построил в Тель-Авиве маленькую первую электростанцию на собранные им самим в Англии деньги. В июне 1923 года появилась в Тель-Авиве первая, освещённая электрическими лампочками улица.
Моисей сорок лет водил евреев по пустыне — он искал место, где нет нефти.
(анекдот)
Мы и сейчас ещё можем принимать ту или иную сторону. Одни будут правы, заняв позицию идеалистов – кибуцников, не выдержавших конкуренции с городскими жителями, другие поддержат сторонников лучшей жизни и технического прогресса. Одно очевидно, что тогда было заложено развитие Израиля по пути народов мира, с его растущими эгоистическими запросами, подъёмами экономики и кризисами. Тем более, что такой кризис и безработица наступили уже в 1926 году и 20 процентов поляков покинули Эрец Исраэль.
Истина, как всегда, посередине. И она в том, что у избранного народа свой путь, завещанный предками. Вся последующая история, от начала возвращения на святую землю до нашего времени, кричит только об этом. Это – не идеализм мечтателей и не эгоизм «хозяйчиков» (так называли представителей польской алии). Это закон эволюции, программа природы, которую евреи должны исполнять сами и обучить ей все народы мира.
Мы – прогрессивные, образованные и успешные, но эти качества не наша заслуга, это гены духовности наших предков. В народе Израиля сохранился тот духовный потенциал единства, который сделал нас народом Торы, когда стояли наши праотцы у горы Синай. Этот потенциал мы должны использовать для нового уровня объединения в духовной, социальной и в сфере безопасности. Материальное процветание наступит как следствие реализации закона единства.
Дора Бояровская