Город, омываемый морем,
Хранящий легенды веков.
Познавший радость и горе,
Величие многих эпох.
Наполненный светом раскрывших
Мироздания скрытый призыв.
С окончания потопа манивший
Всех, кто духом единства проник.
Его строили и разрушали,
На обломках рождали вновь.
Он манил из далеких далей,
Тех, кто жаждал раскрыть любовь.
Кто стремился найти источник
Света, радости, доброты.
Не боялся любых испытаний
Ради чистой и светлой мечты
О единстве, дружбе и братстве,
Поручительстве за других,
Чтобы мир окунулся в счастье,
О тревогах минувших забыв.
Сквозь столетья веков прошедших
Виден весь его славный путь.
Он как символ дороги в вечность
С которого нам не свернуть.
Эти стихи написаны мною после экскурсии по городу Акко. Он словно маяк, притягивающий взоры людей жаждущих изменений. Не случайно именно у его берегов был остановлен потоп, описанный в Святом Писании. В связи с этим сложилась легендарная еврейская версия касательно названия города – «Акко» похожее на сочетание слов «ад ко», то есть «до сюда», коими согласно Мидрашу Всевышний определил уровень подъема моря.
Расположенный на перекрестке международных торговых путей Акко всегда был местом встреч множества разнообразных культур и стратегическим объектом для военных кампаний.За него воевали египтяне, римляне, турки, англичане, византийцы.
С этим городом связан каждый переломный момент мировой истории. Не даром его называют вторым, по значимости, после Иерусалима. За долгую историю Акко здесь побывало множество знаменитых личностей: Юлий Цезарь, царь Давид, фараон Тутмос 3-й, Александр Македонский, знаменитый венецианец Марко Поло. И даже успел отметиться Наполеон.
В средние века в Акко жили великие мудрецы: Рамбан, Рамбам, Абулафия, однако еврейская община на протяжении веков там была немногочисленна.
Расположенный у естественной бухты Средиземного моря, Акко традиционно служил своего рода вратами в Святую землю. Так праотец Авраам побывал в Акко на пути из Харана. В Талмуде рассказывается, что мудрец рабби Аба, родившийся за пределами Земли обетованной и переехавший в нее, в знак любви к Земле Израиля и признания ее святости целовал скалы Акко – именно в этот порт привез его корабль из-за границы.
Здесь провел последние годы своей жизни Рамхаль. Построенная им в Акко синагога отразила его нестандартную личность. В ней вместо принятого возвышения (кафедры) глубокая яма. Во время своих уроков Рамхаль спускался в нее, таким образом демонстрируя свое место по отношению к Всевышнему. Женщин в эту синагогу не пускали вообще, но уроки Рамхаля о каббале были настолько интересны, что женщины хотели их слушать.Тогда в стене было сделано подслушивающее устройство, хитрые каналы и отверстия в стене, через которое они это и подслушивали.
Дважды за свою 5000-летнюю историю Акко был главным городом всей Земли Израиля. Первый раз это произошло в 13 веке н.э., когда Акко стал столицей королевства крестоносцев.
Пять столетий спустя история повторилась – на этот раз в главный город страны его превратил жестокий турецкий наместник Ахмед Аль-Джаззар. Любопытно, что без первого раза не было бы и второго: сонная маленькая деревушка не смогла бы превратиться во второй половине 18 века в крупный город, если бы не решение использовать в качестве основного строительного материала развалины сооружений крестоносцев.
В Акко нашли прибежище и оставили свой след четыре религии: здесь есть еврейские синагоги, роскошные церкви в христианских районах, крупные мечети, а также сад, где похоронен Баха Улла – основатель бахайской религии, и «Бейт Абуд».
Сегодня Акко город – памятник мировой истории, напоминающей нам о том, какими мы были, какой опыт выносим из произошедшего в течении 5000 тысяч лет.И какими хотим стать будущем – стремящимися к ненависти и разрушению или любви и созиданию.
В современном Акко мирно сосуществуют арабы и евреи. Каждый камень города Акко наполнен требованием сделать правильный выбор, каждая улочка его говорит о важности добро сердечной связи между всеми, кто пожелал наполниться воздухом этого удивительного города, отмеченного Всевышним.
Алла Певзнер