Давным-давно, где-то в Вавилонии, жило-было одно человечество. Жило себе и не тужило, потому что все у него было. Полки супермаркетов ломились от разнообразия еды. Природа красивая, птички поют, рыбки в прудах плавают в изобилии. Напрягаться особо не нужно. И главное – не хлебом единым жили. Хочешь поклоняться каким-либо божествам? Да пожалуйста! Тем более что местный священник Тэрах все доходчиво объяснит и, если надо, продаст статуэтки оных божков, изготовленные, между прочим, своими руками.
Каждый думал только о себе, а не о ближнем
Но вот что-то пошло не так. То ли скучно стало, то ли кто-то доложил местному правителю Нимроду, что падают рейтинги и надо бы замутить какой-то спецпроект и доказать, что мы не хуже самих богов. Да-да. Других-то народов не было, все человечество находилось в одном месте. И вот Нимрод подписывает указ о строительстве Вавилонской Башни, которая поднимется до небес и даже выше.
Что интересно, в те же самые дни стало “скучно” еще одному персонажу – сыну Тэраха Аврааму. Он, помогая отцу продавать статуэтки божеств, вдруг начал задавать странные вопросы. Если они боги – то почему глиняные? А если я их сейчас разобью, значит я сильнее их? Да и вообще – пошто солнце светит, пошто ветер дует и почему до сих пор никто толком не объяснил, для чего мы живем? A ведь мне уже за 50, подумал Авраам.
И закрутились события, словно стёклышки в калейдоскопе. У Нимрода спецпроект явно затянулся, превысил все сроки и дотации, и в итоге его пришлось свернуть за невозможностью реализации, ведь строители перестали понимать друг друга, заговорили “на разных языках”.
Аврааму же открылась, что миром управляет единая сила, единый Источник, вечный и совершенный. И Он любит нас, и хочет нам только добра. Он говорит нам: “Возлюби ближнего как самого себя”, в этом суть, в этом вся идея человеческого существования. Возлюби и будет тебе счастье, невиданное и неслыханное. Все будете жить в полной гармонии друг с другом. И никогда не будет больше в мире скуки.
Но подождите. A как мне любить каких-то ближних, если я и свои-то желания наполнить не могу. И тогда Источник добавляет: ты не волнуйся, я все знаю. Это же я создал злое начало, не позволяющее тебе даже думать о любви к ближнему. Но я дам тебе и лекарство, чудесный эликсир, закон, приняв который ты сможешь любить ближних не меньше, чем себя. Берёшь?
Авраам взял. И принялся обучать других людей. Но большая часть вавилонян ничего брать не захотели. А как можно дать человеку что-то, что ему не нужно? Ценности ноль, даже если возьмет.
Ну а вавилоняне разбрелись по Земле. И образовали народы и страны. И живут вот уже 5000 лет в горе и страданиях. И всё время им скучно. И всё время ищут какие-то спецпроекты. И войнам конца не видно. А результат всегда один – разбитое корыто. И нет ни сил, ни времени хоть раз в течение 70-80 лет всерьёз подумать – на что мы сжигаем наши жизни, зачем? Кому это нужно, кому от этого хорошо?
А ведь лекарство есть. И было предложено ещё Аврааму. Потом и Моше и народу Израиля. И сказал народ: сделаем и услышим. A что сейчас?
На этом вроде бы и сказочке конец, но спросит читатель – а какое это имеет отношение к празднику Шавуот, да и вообще ко всем нам. Ну что тут скажешь? Дарование Торы со стороны Источника существует всегда. Но если нам она не нужна, как мы можем ее взять? Как можем принять на себя это правило – “Возлюби ближнего”? Об этом сказано: сделаем и услышим. Когда сделаем? Когда жизнь заставит, наверное. Или всё-таки попробуем сделать?
С праздником, дорогие!
Аарон Гумник