Было очень грустно. И я был вынужден
Расправить крылья и полететь,
Туда, где, возможно, словно с горы Нево
Видно ясно и далеко.
Но путь мой затерялся,
Жизнь стала загадкой и я,
Словно заблудший в пустыне
Испытываю жажду к слову истины,
Которое может дать силу
Смотреть в завтрашний день.
Узнаете откуда это? Как по мне, эта известная израильская песня в чём-то отражает суть праздника Ту-би-Шват, ну или Нового года деревьев.
Вам никогда не приходила в голову мысль, что это странный какой-то праздник, мягко говоря. Ни атмосферы праздничной нет в этот день, ни выходного, ни символов. Поели сухофруктов и забыли. Кто вообще придумал этот праздник?
Тут надо пояснить, что все еврейские праздники установили наши мудрецы тысячи лет назад. То были особые мудрецы. Они понимали законы природы и знали как жить в гармонии с ней. Они управляли страной и указывали народу единственный путь к истине, чтобы можно было с уверенностью смотреть в завтрашний день. Они хотели на поколения вперёд передать нам что-то из своих постижений. А как сделать так, чтобы люди сами хотели об этом вспоминать? И они облачили эту информацию в праздники. Уж что-что, а праздники люди любят и отмечать не забудут.
Так что же скрыто в празднике Ту би-Шват? Наши мудрецы пишут нам, что в природе есть 4 уровня – неживой, растительный, животный и говорящий. И что такое деление соответствует основе всего мироздания – желанию, которое тоже делится на уровни «неживой», «растительный», «животный» и «говорящий». Неживому уровню соответствуют самые базовые желания любого живого организма – пища, секс, отдых, продолжение рода.
А вот остальные уровни относят уже только к человеку, поскольку животным такие желания не присущи. Это стремление к славе, власти, почестям, уважению, богатству, знаниям. Однако все попытки наполнить желания этих 4-х уровней не дают нам качественного скачка, не делают нас счастливыми.
Так уж мы устроены природой, что сколько бы мы не имели, нам всё равно мало. К сожалению, это нас не останавливает. Мы продолжаем погоню за эфемерным счастьем. Ради ощущения наслаждения, мы готовы использовать любые средства и ресурсы. Если надо воевать – будет война, а если надо что-то уничтожить в природе – мы уничтожаем. И не понимаем что уничтожаем таким образом самих себя.
Но может случиться так, что нам повезёт. И свыше подскажут – остановись, человек! Подумай, зачем всё это? Почему всё так устроено? Есть ли какая-то цель в твоем существовании? Ведь рано или поздно ты умрёшь, не поимев и половины желаемого тобой. Так стоит ли тратить на это жизнь? Может есть что-то ещё, чего ты не видишь?
Есть. Есть ещё один, высший, «духовный» уровень желаний. Он скрыт от нас, но именно на него надо подняться. Именно находясь там, видно ясно и далеко. Видна истинная реальность, есть ощущение непреходящего счастья, вечности и совершенства.
Да, этот уровень скрыт. Его ещё надо обнаружить в себе и развить. Но если человек уже услышал этот внутренний голос, осознал, что есть смысл существования, пусть и неясный пока, но очень манящий, и принял решение, что слово истины (тоже пока скрытой) словно капля воды для заблудшего в пустыне, то о таком человеке сказано – он поднялся на новый уровень. T.e. с «неживого» уровня желаний, там где находится весь мир, на «растительный». И вот этот подъём называется «Новый год деревьев».
Вы спросите – а причём здесь деревья? Разве не о человеке идёт речь? Вот именно о человеке! О нас с вами. Сказано в святых книгах: «человек подобен дереву в поле». Почему? У дерева есть корень и он скрыт. Дерево растёт, развивается и даёт плоды. И если человек поступает также – он как дерево. В хорошем смысле этого слова. А если он ещё и корень свой ищет – он обязательно удостоится раскрытия высшей истины, которая однажды проявилась у горящего терновника (тоже кстати дерево).
Человек словно дерево посаженное на воду – ищет свой корень,
Человек словно терновник под небесами, в нём горит огонь!
Это из той самой песни, с которой мы начали, «Роим рахок, роим шакуф»
С праздником, дорогие!
Аарон Гумник