Праздник Суккот относится к трём паломническим праздникам (шалош регалим) Песах, Шавуот и Суккот.
– Песах – время жатвы ячменя. В Храм приносился первый сноп Омера
– Шавуот – первые плоды (приносят в Храм) и жатва пшеницы,
– Суккот – время сбора урожая. 4 вида растений – символ радости урожая.
В эти дни во времена Храма народ отрывался от сельскохозяйственных работ и устремлялся в пеший поход, чтобы доставить в Храм жертвоприношения и подарки от собранного урожая.
В те далёкие времена народу не надо было объяснять значение праздников, они были естественным образом жизни народа.
Не надо было говорить о необходимости единства, потому что паломники чувствовали его сердцем.
Им не надо было соглашаться или нет с установленными порядками, потому что у них были истинно духовные лидеры – коэны.
Было Великое Собрание (Санэдрин), где заседали 72 мудреца, хранители всех духовных законов и решавшие житейские споры, которые не могли быть разрешены на более низком местном уровне.
Храм был местом служения Всевышнему, местом объединения, воспитательным центром. Дети уже с рождения впитывали дух окружения и обучались Торе.
В дни праздников устраивались трапезы. Люди, прибывшие со всех концов страны, располагались на лужайках вокруг Храма, делились угощениями – плодами собственного труда.
Во время паломничества народ приходил в Храм, как к источнику жизни, заряжаясь энергией общего подъёма. Подняться в священный город Иерусалим было значительным событием для паломников. Ощущалась огромная потребность в общении с жителями города, основную часть которых составляли служители Храма.
В наше время иссяк дух Храма, но остались традиции, которые нам должны напоминать о тех временах.
В праздник Суккот евреи строят временные жилища-шалаши как память о выходе из Египта. В них собирается за столом семья, приглашаются гости в течение праздничной недели.
Постройка сукки соответствует определённым требованиям к материалу, к размерам и входу в неё. Особое требование к покрытию шалаша. Оно состоит из веток, сложенных произвольно, через них просматривается солнце, луна, звёзды.
Временный дом неустойчив, подвержен дождю и ветру. Но именно это символизирует важность объединения и поднимает его над нашими материальными ценностями.
Ещё одна особенность праздника Суккот, это «нетилат Лулав» собранные в одну связку четыре вида растений- 1 ветка лулава, 2 ветки мирта, 3 ветки ивы и Этрог, символизирующие четыре типа евреев. Независимо от социального статуса, характеров и способностей мы должны соединиться в одну связку. Только в нашем единении мы становимся народом, сильным и неуязвимым для врагов внешних и внутренних.
Сегодня мы оторваны от наших корней. Стремление к материальному благополучию, как к главной цели в жизни, делает наш кругозор ограниченным. Даже, оценивая реальное состояние страны, ведущее в пучину неизвестности, мы ничего не хотим менять.
Даже теперь, когда коронованный вирус даёт нам важную информацию: – Я несу вам жизнь, а не смерть, меняйте свой образ жизни, отношение к природе, к миру и к людям, таким же, как вы.
Настанет время, когда мы осознаем необходимость сделать усилие к объединению, но наше упрямство принесёт нам лишние страдания. Так хочется, чтобы евреи умерили свою гордыню, желание доказать свою правоту, ум и превосходство.
Кстати, праздник Суккот – радостный праздник, всей своей сутью показывающий, что наш временный дом – Сукку мы можем превратить в Храм. Только евреям это доступно, и от нас зависит, чтобы следующий год стал годом мира во всём мире. Чтобы всё человечество сидело под одной крышей.
Нам дана целая неделя общения, физического с соблюдением правил или виртуального, чтобы стать ближе друг к другу.
Мои самые сердечные пожелания светлого, доброго, здорового и радостного праздника! Хаг суккот самеах!
Дора Бояровская-Блюм