«Голос несовершенен без песни, песня несовершенна без голоса» (Зоар)
«В то время не будет ни голода, ни войн, ни зависти, ни соперничества. Все будет в изобилии, и самые изысканные яства будут доступны, как пыль. Все устремление мира будет лишь к тому, чтобы познать Б-га».
Так пророки и мудрецы Израиля растолковывают эпоху Освобождения – «седьмое тысячелетие», которое придёт как результат нашего стремления сделать этот мир «обителью Б-га»…
И каждый раз Шаббат приносит нам вкус этого будущего мира.
Евреи оставались преданными Субботе в любых условиях, исторических, политических или культурных. И в незабвенные дни Авраама и Моше, и в мрачные времена Инквизиции и Холокоста.
Все знают слова Ахад а-Ама:
«Даже больше чем евреи хранили Субботу – Суббота хранила евреев»
Шаббат — это начало и конец. Одновременно план и результат. То, что было целью, идеалом неделю назад, становится реальностью теперь. В конце недели.
«Конечное действие – в изначальном замысле»
Начало действа
Все комнаты сверкают небывалой чистотой, стол в гостиной накрыт торжественной белой скатертью. В стаканчиках свечей переливается янтарным блеском оливковое масло.
Еврейские женщины зажигают свечи, закрывают глаза ладонями и произносят молитву…
И поют!
Поют, приближая судьбу…
Шаббатние песни проникают глубоко-глубоко, туда, куда в будни мы никогда не заглядываем. Они объединяют евреев в одну принадлежность, суть. В один порядок, исчисление. В одно смысловое понятие – еврей!
«Шалом алейхем мальахей ѓашарет мальахей Эльон ми-Мелех мальхей ѓамлахим га-Кадош барух Ѓу»!
Мир вам! Мир вам, ангелы-служители, посланцы Всевышнего, Святого Царя царей, благословен Он!
Песни шаббата распутывают «струны души», вызывая ее нежный взволнованный звук… Само внутреннее состояние человека в Шаббат называется душою еврея. Точнее эмбрионом души, который, настраиваясь на правильный лад, развивается в целую душу.
Слушаем ее песню:
«…Кажется, уж нет таких утех на белом свете, которых бы я не вкусила. Но чувствую, что гоняюсь за своим хвостом, занимаюсь какой-то ерундой, которая имеет значение только сегодня. Я тону, барахтаясь в водовороте жизни, изнемогаю от страданий…
Меня насилует этот мир, требуя отречься от моей любви к Тебе. Век за веком, жизнь за жизнью он требует забыть о Тебе навсегда. Но моя верность, любовь и нежность отданы лишь Тебе Одному навечно!
И мне так одиноко в этом мире без ощущения Тебя… Дай мне знак, что я на правильной дороге…
…чтобы Твою невиданную силу пробудить в себе. Я чувствую ее медленное высвобождение, сначала по капельке, потом рекой… Но я хочу, чтобы разлилась во мне как океан. Спокойно, величественно и полноводно.
И название этой Твоей силы, этой энергии, этого океана – ЛЮБОВЬ…»
Песня «Гешер цар меод:» – «Весь мир – очень узкий мост». К Тебе…
Шаббат дает нам чувство принадлежности к чему-то высочайшему, объединяет после разбросанных по сусекам каждого дней недели. В субботу мы входим в абсолютную связь, где нет диссонанса. Суббота – это апофеоз единства, и изливаются слезы счастья от сопереживания, единодушия. Сама мысль: «Что мне от этого будет?» в шаббат не подчиняет и исчезает. Такое чудо возможно только под воздействием высшего света, который пронизывает Субботу.
Всю свою историю мы идем навстречу друг другу и ощущаем великую силу живой связи внутри народа. Без нее каждый из нас просто бесполезный эгоист, а единый еврейский народ – отвлеченное понятие. Песни Шаббата слиты из наших дыханий в едином звуке, где каждый вплетает свой голос, свою душу в мольбу ради целого. Ради единого звучания.
Это называется любовь к ближнему.
Можно сказать, что Суббота «делает» еврея. Он ощущает ее как подарок абсолютного добра и любви Творца к нему. В этом даре вся суть субботы с ее песнопениями: вызвать в нас желание уподобиться этому Добру, стать равным ему. В этом единстве – самое мощное, наивысшее наслаждение, которое только возможно ощутить еврею…
«Кэль Мистатэр» – «Творец скрывается»
Эту песню душа поет на исходе Субботы, когда Святость разлучается с ней, оставляя в отчаянии…
«…Ты ушел. Высветился мне в Субботе милосердием своим и снова уходишь в тень… Да, конечно, это необходимо, чтобы я искала Тебя даже в «низкие» дни, «будни», то есть, во время Твоего отсутствия. Я должна захотеть, чтобы все дни недели поднялись к уровню Субботы. И тогда каждая приходящая Суббота станет еще большим благодеянием Твоим… И так, пока все они не воссоединятся в одну – Субботу окончательного исправления моего…»
Поет, ускоряя приход «седьмого тысячелетия…»
Влад Рутус