«Вся наша работа направлена лишь на объединение всех общин народа Израиля и преодоление раскола, существующего в нашем поколении» А. Кук, «Игрот»
Рав Авраам-Ицхак hа-Коhен Кук – таково полное имя этого замечательного человека. Блестящий полемист, философ, каббалист, обладатель необычного для религиозного деятеля склада ума. Он сделал огромный вклад в современное понимание иудаизма, основав и обосновав новый «побег» древа его развития – религиозный сионизм.
«Вот бы собрать все человечество воедино, чтобы я смог обнять всех» А. Кук, «Хадарав»
Можно сказать, что Рав Кук посвятил всего себя поиску условия, позволившего бы охватить и объединить все слои народа в одно целое.
А все началось с первой алии из России, в большей своей части, состоявшей из про социалистически настроенной молодежи. Они хотели сбросить с себя «оковы Торы» и создать тип общества, свободного от «галутной» однобокости жизни, общества, занятого созидательным трудом на благо страны.
Рав Кук, ставший к тому времени главным раввином Израиля, заметил одну поразительную вещь: насколько в этих ребятах протест против идеи Бога, свободомыслие, совмещались с возвышенным порывом построить новое еврейское государство Израиль.
Это свидетельствовало о том, был уверен Рав Кук, что «в их душах все еще скрывается еврейская святость» — и со временем, «… они, осознав свое великое заблуждение, …возвратятся к вере отцов». Он понимал, что воспитание людей в понимании истоков своего еврейства создаст условия для окончательного возвращения народа к своим духовным корням.
Рав неустанно внушал людям, что сионизм в отрыве от религии праотцов, не способен развиваться, расцвести пышным цветом. Ведь то, что сионизм не приемлет иудаизм, говорит лишь об антагонизме к его внешним проявлениям. Не более. По той же причине и раввины не принимали сионизм. Они видели в нем отказ от выполнения заповедей, пренебрежение традициями, отречение от веры в Бога.
Рав Кук же видел в сионизме его внутреннюю силу, преданность и любовь к своей стране. Он воспринимал сионистское движение как веление души, реализацию нового сознания, отношения к миру.
А противникам он отвечал так: «Пусть уж лучше меня обвиняют в напрасной любви, чем в напрасной ненависти» (Сарей амеа)
В этом весь Рав Авраам-Ицхак hа-Коhен Кук.
Чтоб стала кривизна равниной…
Рав Кук говорил: «Есть вещи достойные человека и недостойные. Но сказано, что если запретное попало в дозволенное и есть в противовес ему шестьдесят частей дозволенного, то запрет отступает перед дозволением, и значит, дозволенного становится больше за счет запретного».
Таковым должно быть отношение евреев друг к другу: все, что они делают плохого по отношению друг к другу – это вещи их недостойные. Ведь невозможно трезво мыслить, сжав кулаки за спиной…
Рав Кук не проповедовал терпимость к противнику, компромисс с ним. Нет, он говорил о глобальном – о синтезе.
Рав знал: никакая человеческая идеология, истина не в состоянии заменить собой «мысль» Творца, природы. Поэтому для ее понимания необходимы совместные усилия. И начать эту колоссальную работу нужно только с себя. Научиться сначала слушать мнение других, воздать ему должное, попробовать понять. Тем самым мы обогащаем себя их «истиной» и связываемся с ними.
Рав Кук не провозглашал монополию на свою правоту, он призывал синтезировать различные мнения ради одного – объединения народа!
«Наука каббала несет нам освобождение. С ее помощью народ Израиля вернется на свою землю» Рав Кук, «Орот Кодеш»
Невозможно понять философию Рава Кука без знания того, что он был выдающимся каббалистом, понимавшим важность единства еврейского народа. Без идеологии объединения, на которой базируется вся каббала, невозможно преодолеть разобщенность народа.
Идеи Рава Кука, безусловно, изменили психологический настрой миллионов евреев во всем мире. Они образовали новые общественные силы, программы обучения, даже политические партии. Но главная их суть – объединение народа, пока так и не реализована.
Уверен, подвижническая деятельность Рава Кука, сила его духа, направленные на пользу родному народу, в скором времени принесут плоды. Есть его ученики и просто замечательные люди, понимающие, что только с помощью каббалы можно осуществить идею единства еврейского народа.
Да, чуть не упустил… Однажды по какому-то случаю, рассказал он такую историю:
«Знаменитый раввин оказался под вечер в деревне и ему пришлось остановиться там на ночь. Попросил он молитвенник. Всю ночь раввин читал толкования к молитвам и нашел там много интересного. Стал он предлагать за молитвенник большие деньги, но хозяин отказывался продать. И отвечал: «Поскольку в доме другой бумаги нет, я вырываю по листу из молитвенника и развожу огонь. А когда мне хочется курить, я тоже вырываю лист и прикуриваю от него. Мне уже около семидесяти, а молитвенник все еще цел. Сколько бы листов я из него не вырывал, до самих молитв я еще не добрался».
Сколько мудрости в этой притче! Что бы человек в жизни не делал, сколько глупостей бы не совершал, сколько умных вещей не изрекал, до главной цели своей жизни – обратиться к Нему с просьбой помочь объединить народ, он еще не добрался. Как часто нам всей жизни не хватает на это…
В 1935 году не стало Рава Авраам-Ицхак hа-Коhен Кука. Его душа вернулась к Тому, чье Величие и любовь к народу она здесь, в этом мире, так преданно представляла…
Влад Рутус