История Ионы – так назывался спектакль, куда водила меня мама в далеком детстве. И в памяти моей осталась огромная рыба в океане, на которой восседал бородатый старец. Мы знаем, что эта история начинается с того, что Иона отказывается от своей миссии идти в ужасное место – город Ниневию. Этот город, погрязший в грабежах, разбое и насилии, мог бы изменить Иона, направив его на путь раскаяния. Пророк Иона получает особое задание от Творца. Об этом задании, в дальнейшем, будут говорить все мировые религии, литература и искусство. Задание простое и очень сложное – сообщить людям Ниневии от лица Бога, что если они не будут жить по принципу “Возлюби ближнего, как самого себя”, то город будет разрушен. Простое – потому что оно вмещается в одно предложение, и сложное – потому что ему противостоит наш, раздутый до небес, эгоизм. Косвенно это касается всего еврейского народа, который всю свою историю пытается уйти, убежать, уплыть и даже улететь от реализации единства как на уровне народа, так и на уровне всего мира. Иона не верит, что город можно исправить, что люди в состоянии осознать истину любви к ближнему и убегает от поручения Высшей силы природы. Убегает он в море, там, подальше от земных страстей он надеется найти покой. Но именно его присутствие на корабле вызывает огромной силы шторм, и когда моряки на корабле понимают, что Иона является причиной морского волнения, его выбрасывают за борт и море успокаивается. В море его поджидает огромная рыба, она открывает огромный рот и проглатывает Иону. Находясь три дня в чреве рыбы, Иона возопил к Творцу: Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня…
Этот, идущий из глубины сердца вопль-молитва вывел Иону на свободу, из мрака, на дорогу, ведущую к милосердию и прощению всего, что нас окружает. В этот миг наступает космическая тишина-безмолвие, в которой зарождается эмбрион света. Это как клавиши, синтезирующие все клавиши мира в одну невероятно пронзительную мелодию вечности и покоя. Покоя бесконечного движения, бесконечного прощения и единства, воплощенного в капле семени, из которого сморят удивительные глаза нашего ребёнка. Этот ребенок, рожденый тишиной и бесконечным безмолвием счастья, ведет нас к точке покаяния, к точке смысла всей нашей жизни, увитого розами сомнений и страданий. Там, в порезах и кровавых ранах, мы учимся исцелять друг друга, там, со дна пропасти, мы видим высокие вершины нашего единства, нашей вечной связи с высшим светом. Этот высший свет мы призываем в Йом Кипур, облачившись в белые одежды новой книги, которую на предстоит написать вместе.
Это так перехватывает дыхание, кажется, что сейчас умрёшь, задохнёшься в переполненном зрительном зале. В толще утонувшего времени, в чреве рыбы, светом истины мы пробуждаем спящие сердца. Только мгновение назад, мы еще были снаружи, расположившись в удобных креслах, наблюдали как прыгают и корчатся людишки-актёры на сцене великого города Ниневии. Только мгновение назад казалось вечностью наше земное благополучие на фоне кровавых новостей, появляющихся на экране монитора.
Какое нам дело до истории Ионы и Иом Кипур? Казалось, что это так далеко от нас, кто из нас знал, что действие со сцены перейдёт в зрительный зал? Сколько ждать этого мгновения? Можно дни или годы, всю жизнь. Нужно осознавать, что мы – особенный народ. И на нас возложена особая миссия, от которой уйти не возможно. Мы народ, который должен прийти к особому состоянию вечной связи. Эта связь, как гигантские трубы, объединённые в артерии аорты, по которым проходит энергия любви матери к эмбриону, зарождённого в чреве. Это материнская ответственность за роды здорового ребенка. Это ответственность всех нас, за методику общих намерений, которые нужно исправить, направить, словно целебные струи воды, по высохшему руслу древней реки. Я помню себя ребенком, прыгающим с обрыва, над просторами волнистых рек и холмов. Тогда, в падении над пропастью, какая-то сила учила меня истине, как нам успокоить море, как возлюбить то, что так близко и далеко, и невероятно глубоко. История Ионы, которая приведёт человечество к единству.
Григорий Коэлет