Колена Израилевы
Вся история еврейского народа пронизана постоянной борьбой за право на существование, за возможность реализовать данное Творцу обещание – нести Свет народам мира, быть примером единства и поручительства.
После дарования Торы (13 век до н.э.) духовно евреи становятся одним народом, но колена (племена ) Израилевы не были объединены.
Взяв на себя величайшую миссию, сами 12 колен находились в состоянии противоречий, что содействовало многочисленным попыткам истребить народ, уничтожить его культуру и духовные ценности.
Династия Макковеев относится к периоду Иудейского государства со столицей Иерусалим, объединившего в себе два колена – Йегуды и Беньямина, а 10 колен (930 г. до н.э.) образовали северное царство Израиль со столицей Шхемия (Самария).
Очевидно, что такой раскол привёл к чудовищным последствиям.
В 722 г. до н.э. Израиль был завоёван Ассирией, и 10 колен, уведенные в плен, рассеялись по всем странам. До сих пор неизвестна их судьба.
Оставшиеся два колена после завоевания Иудеи Навуходоносором также изгоняются из страны. Вавилонское пленение и разрушение Первого Храма (586 г. до н.э.) – один из самых трагических периодов в истории евреев. Только через 50 лет декретом персидского царя Кира, победившего Вавилонскую империю, евреи начнут возвращаться в Иудею и отстраивать Второй Храм, освящённый в 445 г. до н.э. и ставший наивысшей точкой духовного единства и подъёма.
Дальнейшее завоевание Иудеи Александром Македонским (332 г. до н.э.) не было столь трагичным. Веротерпимость великого полководца позволяла евреям соблюдать традиции, сохранять духовную основу народа.
Иудея под властью греков
После смерти Александра Македонского правитель новой Селевкидской империи Антиох Епифан Четвёртый решил утвердить греческую языческую культуру и объединить под своей властью все народы.
Период греко-сирийского владычества стал одним из самых жестоких в еврейской истории.
Евреи подверглись сильнейшим гонениям, засильем греческой культурой и насильственным переходом в языческую веру.
Иерусалим превращается в греческий город-полис. В стране действуют законы (кзерот), направленные на уничтожение культуры и традиций.
Шаббат, обрезание и освящение месяца (основополагающие принципы Иудеи) расцениваются как преступление.
Жестокому насилию подвергаются женщины (закон о праве первой ночи – право правителя на каждую девушку-невесту).
Евреев принуждают есть свинину, запрещают носить еврейские имена.
Храм, в котором находились огромные богатства, как материальные, так и духовные, был разграблен и осквернён: священное для евреев место заполнила собой огромная статуя Зевса, свитки Торы были сожжены, а на жертвенник возложена свинья.
Попытки Антиоха уничтожить духовную основу еврейского народа погрузили Иудею в состояние отчаяния. Часть людей, сломленная жестокими законами, подчинилась требованиям, покорно исполняя языческие ритуалы. Большинство же, чей дух сопротивления невозможно было сломить, были готовы умереть, но не смириться с тем, что происходит.
Напряжение росло и в один из дней взорвалось кровавым протестом, переросшим в открытое, действенное сопротивление.
Восстание 167 – 165 г. до н.э.
Это случилось в деревне Модиин.
Не желая больше терпеть принудительные требования жертвоприношений языческим идолам, коэн-первосвященник Матитьягу Хасмоней бросает клич взяться за оружие.
Поддержанный местными жителями, он убивает греческого посланника и с отрядом добровольцев уходит в горы.
Так, вспыхнувшее стихийно, восстание перерастает в партизанскую войну. Свободно ориентируясь на знакомой местности, передвигаясь от деревни к деревне, уничтожая языческие жертвенники и призывая людей не склоняться перед властью захватчиков, повстанцы пополняли свой отряд новыми добровольцами. Воспрянувшие духом люди брались за оружие, создавая новые отряды. Бойцы сражались с захватчиками, демонстрируя невероятную смелость и несгибаемость.
После гибели Матитьягу возглавить восстание берётся его сын, Йегуда Маккавей. Незаурядный боец, стратег и полководец, он сумел из разрозненных отрядов создать армию, способную не только противостоять, но и дать противнику достойный отпор. Прежде, чем освободить Иерусалим и очистить Храм, войска Йегуды одержали победу в нескольких крупных сражениях, продемонстрировав профессиональность и высокий уровень военного мастерства. Это были победы (как их потом назовут в народе) малочисленных против большинства.
Чудо Хануки
Освободив от захватчиков Иерусалим, Маккавей наконец вошёл в Храм, для очищения которого нужно было зажечь светильник. Казалось, в Храме не осталось ничего, не осквернённого греками. И вдруг, совершенно случайно, нашёлся незамеченный греками, запечатанный кувшинчик чистого оливкового масла. Он был совсем мал, и масла могло хватить только на один день или ночь. Но каким-то самым невероятным и необыкновенным образом светильник горел восемь дней вместо одного. За это время успели приготовить и доставить в Храм чистый елей вместо осквернённого. Светильники продолжали гореть. Храм вернул свою святость и чистоту.
После гибели Йегуды борьбу продолжили его братья, и все они погибли, освобождая свой народ, защищая его духовность и культуру.
Невероятное мужество Маккавеев, подкреплённое чудом освящения, навеки осталось в нашей традиции как праздник света – Ханука.
Невероятная сила и мощь, напор и натиск, несокрушимость и победа – качества, связанные с именем Маккавея, навеки закрепились в народе.
Став символом стойкости, победы, несгибаемого мужества, имя Йегуды Маккавея носят спортивные клубы и организации.
Израильский баскетбольный клуб – самый титулованный баскетбольный клуб мира и Всемирное спортивное общество – международная еврейская спортивная организация тоже носят имя Маккавея (Маккаби – иврит).
Единая система
Периоды страданий и потрясений всегда сплачивают и объединяют евреев, но окрепнув и восстановившись, они опять погружаются в противоречия и отдаляются друг от друга.
Так, династия Хасмонеев, правившая почти 100 лет, подверглась недовольству со стороны мудрецов.
Мнение о том, что царём мог быть только потомок Давида, породило противоречия. Сами же Хасмонеи, желая укрепиться во власти, стали сближаться с греческой культурой, а затем, после вторжения римлян, нашли поддержку у новых захватчиков.
Впоследствии на дочери из династии Хасмонеев женится Ирод Великий. Иудея станет провинцией Рима, наступит время погромов, нищеты и слёз.
Впереди Иудейская война и крушение Второго Храма… и ещё немало подъёмов и падений, разочарований и отчаяния. Но каждый раз чудесное вмешательство, спасающее, казалось бы, в последний момент, снова и снова даёт евреям шанс – возможность исполнить данное обещание, объединиться, тем самым соединить все элементы нашего мира в единую систему под названием Любовь и Добро.
Л. Исраэли